День физкультурника

ДЕНЬ ФИЗКУЛЬТУРНИКА

В стремлении малость выправить осанку железного друга ничего зазорного нет. Но чтобы потом не пожалеть о принятом решении, работу надо выполнить с головой.

ПРИНЦИП ДОМИНО

Одно из важнейших качеств автомобиля – способность «держать дорогу» или, по-научному, курсовая устойчивость. Обеспечивает ее целый ряд конструктивных факторов. Нас интересуют только те, что связаны с положением продольной оси машины относительно дороги – именно его мы изменяем с помощью проставок.

Начнем с небезызвестного кастера – продольного угла наклона оси поворота. Он отвечает за динамическую стабилизацию управляемых колес. Классический пример – рояльное колесико, послушно катящееся позади ножки. То есть если точка пересечения оси поворота с дорогой находится впереди пятна контакта протектора, пассивное (неведущее) колесо пребывает в динамическом равновесии, при повороте руля стремясь к исходному положению (одна из причин хорошо известного эффекта самовозвращения рулевого колеса). По идее, в передне- и полноприводных машинах все должно быть наоборот, ведь ведущее колесо тянет ножку позади себя. Но на практике и у них сохраняют небольшой положительный кастер. Некоторую неустойчивость при разгоне здесь принесли в жертву куда более важной с точки зрения безопасности стабильности в торможении (очевидно, в этот момент колесо перестает быть ведущим). Именно из-за малости этого угла (1°30’±30’) все переднеприводное семейство ВАЗа, например, так чувствительно к «подъему кормы». Проставки высотой 40 мм уменьшают кастер, жестко привязанный к кузову, на целый градус, сводя стабилизирующий эффект к нулю.

Дальше – больше (распространенные на рынке проставки позволяют поднять кузов на 60 мм!). Переусердствовав, искомый параметр недолго и вовсе загнать в минус, сделав поведение машины «стабильно непредсказуемым».

К счастью, кастер можно отрегулировать (на «ладах-самарах» достаточно изменить количество шайб на растяжках). Если проставки только компенсировали усталость пружин, то перенастройка подвески вряд ли понадобится. Но проверить углы все же стоит – так надежнее. А вот если задний бампер оказался много выше переднего, без регулировки не обойтись – «дольше будете».

Следующий зависимый элемент – регулятор тормозных сил (в просторечии – «колдун»). Работа устройства зависит от положения кузова относительно балки заднего моста. Задрав «задок», мы, естественно, изменяем точку отсчета. Если все оставить как есть, «колдун» может полностью отключить задний контур, так что после установки проставок над настройкой узла надо как следует потрудиться.

И, наконец, непременно проверить свет фар – не исключено, что лучи уткнулись в асфальт.

Выполнив полный комплекс работ, можно успокоиться – езда в подслеповатом автомобиле без задних тормозов, к тому же постоянно рыщущем по дороге, уже не грозит. К сожалению, многие автомобилисты о подобных нюансах не подозревают, полностью доверяясь сервису. А знают ли о них мастера? Приобретя за 100 рублей пару немудреных железок, мы объехали несколько технических центров столицы с просьбой «приподнять зад» у редакционного VAZ 2115.

ПОДЪЕМ С ПЕРЕВОРОТОМ

Персонал прекрасно оборудованной мастерской на окраине Строгина изнывал от безделья. Пустовали оба подъемника, пост диагностики и стенд сход-развала. Занят был только стол приемщика – на нем слесари азартно резались в карты. При нашем появлении игроки растерялись, будто прежде живых клиентов не видели. Затем самый отчаянный выступил вперед и объявил цену – 600 (!) рублей. Решив, что в нее входит стоимость всех необходимых регулировок, мы согласились. Однако дальше проставок дело не пошло. И лишь после категорического требования отрегулировать тормоза мастер нехотя сунул под шток «колдуна» первую попавшуюся шайбу. С классической технологией настройки регулятора, подробно изложенной в книгах по ремонту, он, очевидно, так и не познакомился…

Безымянный автосервис на Волоколамском шоссе располагал только парой-тройкой раздолбанных подъемников. Зато и цены здесь оказались умеренными: 150 «рэ» «за одну сторону». Будто кто-то одной стороной ограничится. Ни о кастере, ни о регуляторе мастер слыхом не слыхивал, но заверил, что к нему с рекламацией пока никто не приходил. Видно, логика укладчика парашютов здесь давно стала профессиональной.

В торгово-сервисном центре у обочины МКАД приемщица никак не могла взять в толк, чего мы хотим. Слава богу, вызванный на подмогу мастер оказался понятливее. Посмотреть на процесс лифтинга не удалось, ибо комнату для клиентов отделяла от ремзоны глухая железобетонная стена. Работу и здесь оценили по минимуму (248 руб.), а от дискуссии насчет безопасности мастер уклонился.

Неужели во всех сервисах не ведают, что творят? Очевидно, стоит обратиться к одному из дилеров ВАЗа – уж они-то все сделают как положено.

С «Ростокино-Лада» отношения не сложились: приехав в техцентр, мы с удивлением узнали, что касса, куда следует внести предоплату, расположена… в пяти километрах!

Зато в «Ладе-Фаворит» все было под одной крышей, включая холл и кафе для клиентов. Искомая услуга наконец-то оказалась комплексной, включающей настройку тормозов. Правда, цена ее показалась немаленькой – 830 рублей с запчастями. Увы, до регулировки дело, видно, вновь не дошло – мастеровой ограничился тем, что сорвал грани одного из болтов, так и не стронув его с места.

А знаете, что больше всего удивило? Нет, не халтура – к ней мы (и вы) привыкли. Почти во всех мастерских было необходимое оборудование – и сход-развал, и прибор для регулировки фар. Но никто даже не предложил этих необходимых услуг, упустив платежеспособного клиента. Может, сервисменам некуда девать деньги?

Соавтор: Евгений Борисенков. Фото: Александр Кульнев

Подпишитесь на «За рулем» в