Новый порядок

НОВЫЙ ПОРЯДОК

ВЕРШИНА ИЕРАРХИИ

Возглавив комитет трековых гонок, известный в прошлом раллист Игорь Коновалов, можно сказать, все переиначил в этой очень нашенской дисциплине автоспорта. Не побоялся даже понизить в статусе старожилов российского трека – классы «Волга» и А-1600. Для этих машин впервые за многие десятилетия разыгрывался кубок страны, а не чемпионские медали.

На вершину трековой иерархии вознесся класс N-1600 – «почти серийные» иномарки с моторами до 1,6 л на шинах с «дорожными» шипами 1,5 мм. По слухам, АВТОВАЗ готовил к этим баталиям две «Лады-112 купе», но по каким-то причинам не выпустил их на трассу.

На первый взгляд, спортивных автомобилей с подходящими для ледовых гонок характеристиками в стране немало. Раллийные «ситроены-саксо» и все машины кольцевой серии «Туринг-Лайт» с некоторой адаптацией вполне подойдут под трековый регламент. Но вот из четырех проведенных гонок лишь одна шла по классической таблице для 16 участников – традиционная и до сих пор престижная «Все звезды» в подмосковном Раменском.

Собрать всех именитых мастеров не получилось. Минимум треть участников никак не попадала под марку «звезд». И хотя дров наломали почти на «рекордном уровне» (полностью вывели из строя три автомобиля, еще четыре сильно повреждены), сценарий «Всех звезд» оказался без интриги. Орловец Владимир Черевань на «Хонде-Сивик» с большим преимуществом выиграл все шесть заездов.

Обладатели «хонд» в узком кругу поделили между собой и все лавры трехэтапного чемпионата страны – москвич Алексей Дудукало, ижевчанин Сергей Балдыков и тот же Черевань. Из всех владельцев «Саксо» и «VW-Поло» заключительный этап в Татарстане посетил лишь прошлогодний чемпион Александр Сотников. И чемпионат всея Руси в зачете N-1600 на поверку обернулся этаким столичным междусобойчиком. Один лишь Рустем Минниханов представлял не московскую команду.

ПОЧУВСТВУЙ РАЗНИЦУ

В провинции пока мало спортсменов, способных выложить $30 тыс. за боевую машину. Куда больше тех, для кого посильна сумма 8–12 тысяч. В эту ценовую нишу попадают и архаичные «волги», и «восьмерки» класса А-1600, и тем более автомобили, представленные в Кубке «Лады».

«Волги» живут своим миром, и их состязания справедливее называть открытым первенством Нижнего Новгорода. Отсюда ежегодно поставляют на лед полтора десятка «барж», да еще живы небольшие кланы «волгарей» в Москве, Самаре, Перми, Пензе – вот и все.

География трековых «восьмерок» куда шире – от Смоленска до Иркутска. Кубок в классе А-1600 начинается с зональных соревнований – из тридцати страждущих лишь дюжина достойных попадает в финал. По сложившейся традиции его поочередно проводят «восток» и «запад». Нынче была очередь последнего, и на своем поле в Усадах (близ Казани) он победил сибиряков нокаутом: казанцы Роман Васильев, Сергей Доронкин и курганец Вячеслав Летунов заняли весь пьедестал.

Некогда правители зимнего овала, тольяттинцы, утратили былой пыл. Чтобы как-то поддержать «честь марки», пару лет назад начали розыгрыш трекового Кубка «Лады». В нем «танцуют» все – и «восьмерки», и «десятки». Подготовлены они на заводе по требованиям, весьма близким к серийным машинам. В этом году первый этап Кубка «Лады» в Самаре привлек столько зрителей, что пришлось спешно допечатывать входные билеты. Второй этап, в Раменском, подарил сенсацию – победителем стал 16-летний (!) зеленоградец Михаил Тягунов на «восьмерке». Подумать только: парню еще два года нельзя ездить по дорогам общего пользования.

По сумме же этапов кубок достался главному фавориту – многократному чемпиону Алексею Иванову (VAZ 2112-37). Не так давно он на «восьмерке» пытался бодаться с «опелями» в классе «Супер-Шипы». Такой зачетной группы нынче нет – очень уж дороги 200-сильные болиды с уникальной инженерной начинкой.

Что же получилось в итоге? Трековые гонки двинулись по проторенной уже колее удешевления: с прошлого года в российском ралли вне закона автомобили WRC, на «кольце» почили в бозе формула 3 и «Супертуризм». Вот только не стал бы сравнительно недорогой класс N-1600 обременителен и ледовикам. Ведь трековые гонки – это всегда большой расход запчастей и связанные с этим траты. В то же время негоже в XXI веке держаться только за «зубило».

Соавтор: Фото: Юрий Тюрин

Подпишитесь на «За рулем» в