Зато мы делаем камазы!

ЗАТО МЫ ДЕЛАЕМ КАМАЗЫ!

Последний «золотой бедуин» оказался самым заметным – о команде, наконец, заговорили. Причина столь неожиданного внимания всех центральных телевизионных каналов, газет, журналов, радио – встреча с командой первого лица государства Российского. Причем не по нудному протокольному сценарию, когда роли и реплики расписаны и заучены заранее, а в живую, с обычным человеческим общением.

Шестнадцатого марта на Дмитровском полигоне НИЦИАМТ президент, а с ним и вся страна смогли воочию увидеть своих героев.

СЕРГЕЙ КОГОГИН, генеральный директор ОАО «КамАЗ»:

– Наш завод, да, пожалуй, «УралАЗ», единственные в стране поставщики автотранспорта в Вооруженные Силы. МАЗ и КрАЗ – заграница, ЗИЛ едва живой, ГАЗ держится, но закрывает только нишу легких грузовиков. Чтобы КамАЗу нормально жить и развиваться – нужны деньги. Особенно выгоден экспорт военных машин – братья-арабы берут их с удовольствием и не скупятся. Тем не менее неповоротливость чиновников от обороны иной раз просто необъяснима (вернее, для объяснения этого феномена могут потребовать доказательства). Подготовка разрешительного пакета документов может занять целый год (!), а покупатель, особенно богатый, ждать не любит.

Но стоило президенту проявить интерес к нашей технике, в частности к бронеавтомобилю, как нужные бумаги выправили за два дня! Вот это подходящая оперативность! И весьма своевременная – золото «Дакара», завоеванное в африканской пустыне, помогает поддерживать интерес к нашей технике на самом высоком уровне в наиболее платежеспособных нефтедобывающих странах. А торговля автомобилями, согласитесь, поднимает престиж страны гораздо больше, чем, скажем, лесом, пенькой или той же нефтью. Не секрет, что развитая автомобильная промышленность – показатель индустриальной зрелости государства.

Россия, конечно, не стала еще законодательницей мировой автомобильной моды и вряд ли станет ею в ближайшем будущем. Будем реалистами, для этого кроме лозунгов нужны еще и огромные деньги, и эффективная экономика. Но уже сегодня наши спортивные КамАЗы и команда «КамАЗ-Мастер» лучшие в мире. Надеемся, внимание президента к нашей работе и заполнение информационного вакуума вокруг национальной по сути команды«КамАЗ-Мастер» помогут российскому автопрому сделать еще один шаг вперед. Негоже, когда на выставке «Экспо-2005» кто-то демонстрирует танцующих роботов, а наш главный экспонат – голова мамонта из вечной мерзлоты.

СЕМЕН ЯКУБОВ, советник генерального директора ОАО «КамАЗ», руководитель команды «КамАЗ-Мастер»:

– Конечно, не в деньгах счастье, но без них плохо. Бюджеты некоторых хоккейных команд России переваливают за 50 млн. долларов, а результаты на копейку – в Европе о советском хоккее уже забыли, а о российском, похоже, так и не узнали. О «КамАЗ-Мастере» с бюджетом в 2 млн. забыть, может быть, и рады, да не получается: шестой год соперники глотают пыль от идущих впереди наших грузовиков.

Да, сегодня мы лучшие, у нас огромный опыт, самоотверженная команда и отличные спортивные грузовики. Но что в перспективе? Автоспорт – занятие дорогое, и успех в нем, наверное, на 70% зависит от технического совершенства автомобиля. Ни воля к победе, ни высочайшее мастерство экипажей, ни патриотизм сами по себе не приведут к победе. Но разве престиж страны и ее автомобилей ничего не стоит?

Республика Татарстан и завод помогают команде как могут, грех жаловаться. Но особенность технического вида спорта – в постоянной работе на перспективу. При проектировании новой машины в нее закладывают только превосходящие конкурентов параметры – она должна побеждать уже теоретически. Но если бы все было так просто! Организаторы марафона, случай и мастерство соперников вносят свои коррективы, и благодаря этому интрига живет до последних дней гонки. Никто не возьмется предсказать итоги предстоящего «Дакара-2006». Для победы мы сделаем все, что в наших силах, но и конкуренты лезут из кожи вон!

Команда квартирует на базе научно-технического центра КамАЗа, у которого и своих забот по горло. Чем могут, конечно, помогают, но сколько можно ходить в примаках? Трудно ковать победу на 150 квадратных метрах, где едва помещаются три грузовика. Нужно как минимум 5000 метров. И бюджет хотя бы в 10 млн. Иначе когда-нибудь мы не сумеем победить превосходящие силы противника. В стрельбе из рогатки мы пока первые, но у соперников вот-вот появится лазерный прицел. (Для справки: годовой бюджет заводской команды «Пежо» недавно составлял 150 млн. долларов.) Может быть, внимание президента послужит знаком потенциальным спонсорам? Неужели трансляция матча по бильярду и вправду собирает у экранов большую аудиторию, чем сможет собрать главный ралли-рейд?

ФИРДАУС КАБИРОВ, начальник КБ грузовых автомобилей и прототипов ОАО «КамАЗ», пилот, победитель ралли «Барселона–Дакар 2005»:

– Многие известные люди сидели в наших КамАЗах, некоторых катали, а единицы отваживались проехать за рулем. Разумеется, ничего общего с гонкой эти поездки не имели, но впечатление на VIP-персон производили всегда. Машина и в самом деле неординарная, а при «личном» знакомстве, тем более невозможно остаться равнодушным.

Однако важных персон много, а президент один. Нужно прокатить так, чтобы и машину показать в лучшем виде, и безопасность соблюсти. Конечно, на тех режимах, что предполагала демонстрационная поездка, пассивной безопасности КамАЗа хватало за глаза, но у президентской охраны свои резоны: по кочкам не трястись, с трамплинов не прыгать и особо не гонять!

Единственный эффектный трюк при таких ограничениях – движение в управляемом заносе. Заснеженные дороги полигона, шипованные шины, мощный двигатель и легкое управление позволяют вполне зрелищно и безопасно прописывать повороты.

Первый круг – пристрелочный. Успеваем поговорить о гонке, конкурентах, технике. На втором президент, подумав, сам садится за руль. Телосложение у нас почти одинаковое, поэтому перенастраивать сиденье и ремни безопасности не пришлось.

Троганье удалось с первого раза, что, впрочем, неудивительно. Управление настолько легкое и чувствительное (а иначе в гонке нельзя – бывают этапы по 800 километров, и сил на финише едва хватает, чтобы поужинать), что даже любитель чувствует себя мастером.

Что ж, на Дакар нашему лидеру, пожалуй, рановато, но для первого раза неплохо. Впрочем, там мы и сами справимся, особенно при такой поддержке.

Соавтор: Фото: Константин Якубов

Подпишитесь на «За рулем» в