Точка росы

ТОЧКА РОСЫ

ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ

Тормозная система капризна и требует постоянного внимания. Еще бы, чуть не половина ее элементов – расходный материал. Есть в этом списке и тормозная жидкость (ТЖ). Казалось бы, что ей сделается? Плещется себе в компенсационном бачке, не убывает. Беда в том, что современные ТЖ гигроскопичны – хорошо впитывают влагу. Вода в системе провоцирует коррозию, из-за чего, в конце концов, закисают поршни и возникают течи. Но, главное, отсыревшая жидкость способна закипеть в самый неподходящий момент. Порой достаточно нескольких интенсивных торможений, чтобы в системе появились пузырьки пара. Результат скажется немедленно – твердая прежде педаль уйдет в пол.

Разумеется, производители это предусмотрели, задав для каждого класса ТЖ рабочий коридор. На верхней границе – температура кипения «сухой», на нижней – увлажненной (до 3,5%) жидкости. Только как ее проконтролировать? Не сдавать же ежемесячно анализ в лабораторию! Вовсе нет, ведь периодичность замены ТЖ указана автозаводом-изготовителем. ВАЗ, к примеру, обязывает делать это через 45 тысяч километров пробега или каждые три года.

(Вариант не самый обременительный – владельцы «Феррари» вынуждены повторять процедуру через пять тысяч!) В промежутках можно ездить относительно спокойно, время от времени все же заглядывая в бачок. Снижение уровня, помутнение или выпадение осадка – сигнал к внеочередной ревизии. Впрочем, среднеарифметические нормы на веру брать не стоит. А вдруг при ремонте залили несвежий товар? Или на рынке всучили отменно упакованную подделку? Хорошо бы иметь конкретные цифры – с тормозами не шутят. Нет проблем – в уважающих себя сервисах обзавелись прибором, измеряющим температуру кипения ТЖ. В деле безопасности движения – исключительно полезная вещь.

Следующий вопрос: что на что заменять? Удастся как-нибудь сэкономить или, не щадя кошелька, покупать все самое лучшее? Ныне в ходу изделия классов DОТ-3, DОТ-4, DОТ-5 и DОТ-5.1 (жидкости с товарным знаком «Нева», «Томь» и «Роса» соответствуют этой классификации). Какую из них применять в данном авто, решает опять-таки завод-изготовитель. Использовать ТЖ классом ниже допуска нельзя, выше – не имеет смысла, ведь за избыточные свойства придется переплачивать. Хотя жителям горных районов и городским «стритрейсерам» переход к DОТ-4, пожалуй, не повредит. Все эти жидкости (импортные и отечественные) между собой совместимы и окрашены в желтый цвет. Исключение – класс DОТ-5. Он имеет другую (силиконовую) основу и при смешивании выпадает в осадок. Внешнее отличие – темно-красная масть.

Смена жидкости особых трудностей не представляет. Самое лучшее, когда у исполнителя под рукой есть специальная установка. Это резервуар, поделенный пополам гибкой мембраной. Одну его часть занимает свежая жидкость, в другую подают сжатый воздух. Набор крышек-переходников позволяет без проблем подключиться к любому компенсационному бачку. Мастеру остается лишь открыть и закрыть прокачные штуцеры в необходимой последовательности.

Хуже, когда обходятся подручными средствами, но и в этом случае в мастерской должен быть особый ключ для штуцеров. Увидев в руках слесаря обычный «рожок», немедленно давайте задний ход – процесс грозит затянуться на неопределенное время. Последовательность действий повторяет известную схему «качай–держи». Проблема в том, что при сбросе давления поршни главного цилиндра сдвигаются глубже, чем обычно, и уплотнительные манжеты, съехав с «насиженных» мест, могут потерять герметичность. Дальнейшая перспектива – замена либо ремонт с последующей… прокачкой!

И последнее. Перед сменой жидкости добросовестный мастер продиагностирует систему. Целы ли еще резиновые шланги или подошел срок их замены, легко ли ходят поршни, не поела ли коррозия уплотнительные кольца, нет ли утечек. Устранение перечисленных дефектов требует разгерметизации системы. Почему бы не сэкономить часть денег клиента, выполнив работу «заодно»?

Как раз в эту пору на нашей верной «пятнашке» подошел срок обновить тормозную жидкость, и мы решили проверить, можно ли доверять столь важное дело столичным сервисменам.

ОСТРОВ НЕВЕЗЕНИЯ

Каюсь, грешным делом ввел читателя в заблуждение. Следуя нашим советам по выбору «автодоктора», большинство рискует остаться ни с чем. Вообще-то мастера, понимающие, что делают, несомненно есть. Только нам такие встречались уж очень редко, хотя в рейдах стараемся выбирать сервисы поприличнее. Но на сей раз пережили нечто особенное…

Щелковское шоссе, двадцать минут езды от центра. Судя по обилию машин, мастерская пользуется популярностью. Мастер времени даром не терял:

– Тормозуху с собой привезли? Нужна DОТ-4.

– Есть! Банка «Эльфа» в багажнике третий год валяется.

– Заезжай на подъемник!

Слесарь тут же приступил к делу. Правда, никаких приборов и приспособлений у него не нашлось – даже пустой бутылки, куда слить отработку. Однако мастерового это ничуть не смутило. Вооружившись «рожком», он стал поочередно опорожнять штуцеры прямо в атмосферу, обильно орошая ядовитым полигликолем беззащитные пыльники, сайлент-блоки и покрышки. Вдобавок избрал необычную последовательность – зад-перед. Меж тем в переднеприводных моделях ВАЗа (включая наш VAZ 2115) схема привода диагональная и прокачивать ее надо соответственно. Нам еще повезло, что в главный цилиндр не попал воздух – выгнать его из системы этот спец не смог бы. Выпустив около трехсот миллилитров ТЖ, слесарь посчитал дело законченным. Как бы не так! Ведь, во-первых, собственный объем тормозной системы – 550 мл плюс миллилитров сто на прокачку. Итого – 650. Нестыковочка!

(Конечно, объем системы зависит от степени износа колодок, но эта величина не превышает 150 мл.) А во-вторых, нарушив последовательность, мастер спровоцировал смешивание старой и новой жидкостей в контуре. Чтобы избавиться от коктейля, потребовалась бы еще одна изрядная порция свежего продукта. Хотя… Кого нынче интересуют нюансы! Деньги (320 руб.) – в кассу и «приезжайте еще!». Скажите спасибо – машина казенная…

Краснобогатырская улица, конечно, не центр, но и не глухая окраина. О сервисе этого не скажешь – так, наверное, выглядела МТС отстающего колхоза. По мнению мастера, наше желание сменить тормозную жидкость «к техосмотру» достойно всяческого уважения. Причем не важно, на что. Початая банка пресловутого «Эльфа» идет «на ура». Откачивать жидкость из компенсационного бачка шприцем, тем более грушей, мастер побрезговал. Он просто посадил одного из нас за руль и заставил давить на педаль до тех пор, пока вся жидкость не ушла через приоткрытый прокачной штуцер в заботливо подставленную емкость. Жаль, что клиентам не начисляют нормочасы – можно было бы хорошо заработать. Что происходило дальше, понять мы так и не смогли – пришлось просто запомнить. Профессионал взял подходящий шланг и, надев один конец на штуцер, другой опустил в пустую банку примерно на треть ее высоты. После этого он, открыв штуцер на пол-оборота, дал команду качать «до упора». Очевидно, предложенная технология особой эффективностью не отличалась. При ходе «туда» поршень выталкивал жидкость из контура, зато при обратном ходе (и при открытом, напомню, штуцере) засасывал внутрь сперва воздух, а после (по мере заполнения сливной емкости) и отработанную «тормозуху». Итог – 400 мл потраченной жидкости, 500 рублей за работу и… изрядное количество воздуха в обоих контурах. Не думаем, что радушный хозяин хотел навредить гостям. Просто хуже он сделать не смог, а лучше – не умеет.

Очередной техцентр в престижном месте – рукой подать до главного входа ВДНХ. Специализируются на иномарках, но для нас, ввиду отсутствия посетителей, сделали исключение. Увы – дети высоких иномарочных технологий давно оторвались от отечественных корней. Напрочь забыв о назначении примитивного «колдуна» (регулятора тормозных сил), они долго не могли понять, почему из передних штуцеров жидкость бьет ключом, а из задних едва капает? Процесс познания закончился омовением в тормозной жидкости, вырвавшейся наконец из магистрали заднего моста. Кстати, несмотря на нездешний имидж, отработку и тут лили на пол. А быть может, емкость с трубкой была нам не по чину?

Самый, как известно, простой способ избежать ошибок – ничего не делать. Мастер-приемщик сервиса, принадлежащего одной популярной в Москве службе техпомощи, это правило усвоил прочно. И на просьбу заменить тормозную жидкость реагировал соответственно: «Кто вам посоветовал эту глупость?!» Кто, кто… Пока мы подыскивали достойный ответ, суперспец уже скрылся за дверью. И то верно: не умеешь – не берись!

Отдавая машину в ремонт, все надеются, что она попадет в хорошие руки. Как иначе – вот лицензия, вот свидетельство о регистрации, вот сертификат соответствия. Не хватает лишь справки из прокуратуры: «Имярек по делам о ДТП в качестве ответчика не привлекался». Хоть и временная, но гарантия. Ведь другой, увы, нет!

Соавторы: Геннадий Емелькин. Фото: Константин Якубов

Подпишитесь на «За рулем» в