Как нам реорганизовать автопром

КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ АВТОПРОМ

По мнению министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, в 2010 году в России будет производиться 800–900 тыс. автомобилей зарубежных марок и чуть больше миллиона «традиционных» – отечественных. В собранном виде в Россию будут импортировать только дорогие модели, а подержанных ввозить все меньше и меньше. В итоге, по прогнозам министра, через пять лет в стране будут продавать 2,6–2,8 миллиона автомобилей на сумму 31 млрд. долл.

Чтобы именно так и произошло, под выпуск «наших» иномарок подводят законодательную базу. Это – уже ставшее знаменитым постановление Правительства РФ от 29 марта 2005 года № 166 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» и совместный приказ Минпромэнерго, Минэкономразвития и Минфина, разъясняющий, что считать «промышленной сборкой» и как применять это понятие на территории Российской Федерации.

Приводить эти документы не имеет смысла – они для узких специалистов. Здесь лишь вкратце изложим их суть.

Беспошлинно (или по сниженным ставкам) могут ввозить компоненты только сборочные предприятия, мощность которых не менее 25 тысяч автомобилей в год при двухсменном режиме работы. Через 18 месяцев (для действующих производств) или через 30 месяцев (для созданных «с нуля») они должны уже иметь собственные линии по сварке, окраске и сборке кузова. Через два года после пуска цикла сборки (либо сварки, либо окраски) объемы беспошлинно ввозимых компонентов должны быть снижены на 10%, через 3,5 года – еще на 10% и через 4,5 года – еще на 10%. Виктор Христенко считает, что «таким образом даются четкие стимулы для производителей комплектующих» и достигается «ясность для отечественных металлургов и химиков, чтобы привести свою продукцию в соответствие с требованиями рынка».

Пока же ясность не наступила, беспошлинно в Россию можно будет ввозить части кузовов и их принадлежности (включая кабины) для легковых, грузовых и коммерческих автомобилей, а также тракторов с объемом бензинового двигателя до 2,8 л и дизельного – до 2,5 л. Для сборки же легковых и коммерческих автомобилей разрешен беспошлинный ввоз шасси, но без колес. При промышленной сборке разрешается беспошлинный ввоз и для двигателей внутреннего сгорания, если объем каждого цилиндра более 250 смз. Отменены или снижены пошлины еще на целый ряд автокомпонентов, более того, российское правительство решило отказаться от таможенных сборов на импортное оборудование для производства автомобилей.

Воспользоваться новыми таможенными ставками на автокомплектующие для сборки автомобилей внутри России смогут и «старые» наши заводы – условия для российских и иностранных инвесторов абсолютно одинаковы.

Подпишитесь на «За рулем» в