Экспертиза ГАЗ-31105. Что впадает в «ВОЛГУ»?

Экспертиза ГАЗ-31105. Что впадает в «ВОЛГУ»?

Но пока еще «наше» средство передвижения стоит дешевле, потому и основная масса потенциальных автомобилистов, как свидетельствует статистика, нацелена все же на него. С учетом этого приглашаем читателей к редакционной экспертизе деталей «Волги».

Жизнь кипит, конвейер Горьковского автозавода, поскрипывая шарнирами, выдает все новые и новые автомобили, не имеющие в мире аналогов по показателю цена-класс. Где вы видели модель бизнес-класса за семь тысяч долларов? А как насчет качества? Тоже нет аналогов? Многие именно так и считают, правда, со знаком минус… Вот мы и решили это проверить, для чего со свежеприобретенной «Волги» GAZ 31105 сняли для экспертизы ряд деталей: блок-фары, наконечники тяги рулевой трапеции, тормозные диски, барабаны, задние и передние колодки, аккумулятор. Не волнуйтесь, авто в обиде не осталось, снятые детали заменили на новые – из магазина. Нам-то важно качество родных.

Итак, экспертиза. Нечто подобное мы уже проделали с вазовской «десяткой» (ЗР, 2004, № 11) – теперь рассмотрим под «микроскопом» газовский «народный вагон».

РАЗРЕЗАЯ МГЛУ

На нашей «Волге» были установлены фары нового образца производства ОАО «ОСВАР» с лампочками H7 для ближнего света и H1 – для дальнего (фото 1). В лаборатории НИИАЭ все скрупулезно проверили и дали заключение: светораспределение блок-фар соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН, предъявляемым к серийной продукции. С лампочками тоже все в порядке. Вот и славно – рестайлинговые фары не только хорошо смотрятся, но и качественно освещают.

БОМБА ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

Наконечники тяги рулевой трапеции (фото 2) испытывали в НАМИ на соответствие требованиям ОСТа и конструкторской документации. Результаты ошеломили даже экспертов… Выяснилось, что при изготовлении пальцы тяг вообще не подвергались никакой термообработке. Твердость сферической поверхности в несколько раз ниже нормируемой! При определенных обстоятельствах это грозит потерей управления – как артиллерийским снарядом в толпу! Показатель твердости настолько низок, что его с трудом удалось измерить методом Роквелла, как того требует КД. Остальные параметры оказались в норме, но спасти репутацию изделий это не помогло…

ДИСКАМ ВСЕ ПО БАРАБАНУ…

Эксперты НАМИ замеряли геометрические размеры, статический дисбаланс и твердость рабочих поверхностей тормозных дисков (фото 3) и барабанов (фото 4) – эти параметры влияют на потребительские свойства и безопасность. Вердикт: тормозные диски по своим размерам (биению и плоскостности) не соответствуют требованиям КД! Эксперты удивились, что у кого-то хватило наглости поставить «такое» на автомобиль. «Кувалдой их что ли правили?» – бурчал себе под нос испытатель… Как это ни странно, тормозные барабаны, наоборот, полностью удовлетворяют требованиям.

УДАРИМ ПО ТОРМОЗАМ?

Колодки тоже испытывали в НАМИ на специальном стенде в натуральном узле тормозного механизма GAZ 3110. Определяли фрикционные свойства, износостойкость и прочность клеевого соединения накладки с колодкой. Оказалось, что эффективность колодок дискового тормоза (фото 5) при испытаниях «холодных» тормозов (до 100°C) несколько ниже, чем требуется, но, по словам экспертов, «это не критично». Износостойкость их тоже немного не дотягивает до нормы. Эффективность же колодок барабанного тормоза (фото 6) соответствует нормативной документации, но вот износостойкость экспертам не понравилась.

ВСЕМ ПРИМЕР

Беднягу аккумуляторную батарею (фото 7) по имени 6СТ-55А1 (урожденную ОАО «Электроисточник», город Саратов) мучили по всем понятиям ГОСТа. Для начала ее измерили – все в норме. Затем проверили резервную емкость – 79 минут. Очень хорошо. В холодильной камере при проверке тока холодной прокрутки батарея опять показала себя с лучшей стороны. Замечательное изделие – можно ездить в свое удовольствие.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

Итак, из семи наименований комплектующих пять уложились в требования стандартов, два оказались грубым браком. Причем брак допущен в деталях, от качества которых прямо зависит безопасность езды. А потому «арифметический» подход к оценке «Волги» для нас неприемлем. Как и объяснения типа: «Чего же вы хотите за такие-то деньги?» Мы, покупатели, хотим (и имеем полное право) получить автомобиль, отвечающий заводской документации – то есть надежный и безопасный, насколько позволяет его конструкция. Надеемся, на ГАЗе сумеют перекрыть доступ негодных изделий на конвейер. К этому появился дополнительный стимул – напомним о нем.

Постановление правительства РФ о снижении и отмене пошлин на комплектующие вызвало бурный протест многих российских поставщиков: мол, у них выбивают почву из-под ног. Но судя по приведенным здесь результатам, больше всех преуспели в этом сами горе-изготовители. Они не то что выбивают почву – попросту роют яму для себя, а заодно и для потребителей.

Фары и установленные в них лампочки ни в чем незаконном замечены не были. Хорошие изделия. Радует и то, что газовская головная оптика приобрела современный вид.

Твердость сферической поверхности наконечников должна лежать в диапазоне 53–66 ед. по Роквеллу, на деле же у одного изделия она была 14–18, а у второго 12–15 ед. Опасно для жизни – позор бракоделам!

Словами экспертов – диски гнутые! Параллельность и плоскостность рабочих поверхностей относительно базы не должна превышать 0,05 мм. Оказалось, что в некоторых точках эти параметры зашкаливают в шесть раз.

А вот с барабанами, наоборот, проблем нет. Наверное, сказался многолетний опыт… Раньше-то на «волгах» и спереди и сзади были установлены только барабанные тормоза. Кому-то это даже нравилось.

Эффективность и износостойкость колодок чуть ниже нормы. Хотя экспертов это в принципе удовлетворило. Они у нас не избалованные высоким качеством…

Эффективность колодок барабанного тормоза соответствует нормативной документации, прочность соединения накладки с колодкой – хорошая.

Батарея показала стабильный хороший результат. Не героический, конечно, но хороший и стабильный. Чего мы всегда ждем от всего автомобиля в целом...

Подпишитесь на «За рулем» в