Гонки WTCC. Третий мир

Гонки WTCC. Третий мир

Класс машин «Туринг» чуть ли не самый, распространенный в Европе – считай в каждой стране, включая Россию, есть национальные первенства. Но официальный европейский «туринговый» чемпионат (ETCC) лишь совсем недавно набрал такую высоту, что ФИА решила повысить его статус.

СЕРИЙНЫЕ С ПРИСТАВКОЙ СУПЕР

В основе болидов мирового чемпионата (их еще называют Super 2000) – легковые автомобили, выпускаемые крупными сериями. Иными словами, обычная конвейерная продукция. В этом главное отличие кольцевых «турингов» от «ралли-каров» – узкоспециальных снарядов, имеющих мало общего с базовым автомобилем.

К состязаниям WTCC допускают машины длиной не менее 4,2 метра с приводом на одну ось. Двигатели двухлитровые без турбонаддува. Число цилиндров не более 6, максимальная степень сжатия 11:1, система смазки с «сухим» картером запрещена. Технические требования оговаривают и максимальные обороты. Для четырехцилиндровых моторов не более 8500 об/мин, для пяти- и шестицилиндровых не более 8750 и 9000 об/мин соответственно.

Допускается установка механических коробок передач двух типов: пятиступенчатой с обычным механизмом переключения или шестиступенчатой секвентальной (с последовательным включением). Тем, кто применяет последнюю, придется догрузить автомобиль балластом в 30 кг.

Конструкция подвески должна оставаться такой же, как у серийного прообраза. Допускается лишь усиливать отдельные элементы шасси (читай – применять спортивные пружины, амортизаторы, стабилизаторы поперечной устойчивости, шарниры). При этом уменьшать дорожный просвет ниже 80 мм нельзя. Разрешены тормозные диски диаметром не более 332 мм и четырехпоршневые суппорты. А еще – колеса размерностью до 17 дюймов включительно и омологированные специально для Super 2000 аэродинамические элементы кузова.

ОТГРУЗ ЛИДЕРАМ

Как же соревнуются на «легковом» чемпионате мира? Каждый из 10 календарных этапов состоит из двух раундов – отдельных гонок на дистанцию 50 км. На старт автомобили выстраиваются по результатам получасовой квалификационной сессии. Кто быстрее, тот ближе к началу стартовой решетки. А вот при расстановке на вторую гонку учитываются результаты первой. Причем весьма оригинально – лучшая восьмерка пилотов располагается по принципу «слабого вперед». То есть, финишировавший в первом раунде на 8-м месте, в следующем стартует с первого, седьмой со второго и т. д. Зрителю таким образом обеспечено зрелище до последнего метра дистанции!

Зачетные очки начисляют лучшей восьмерке по результатам каждого раунда. Чтобы обострить борьбу и исключить появление бессменных лидеров типа Михаэля Шумахера в формуле, помимо передвижек на стартовой решетке, предусмотрен комбинированный весовой гандикап. Автомобили самых быстрых пилотов догружают балластом, учитывая как результаты каждого уик-энда, так и турнирное положение в целом. Разумеется, «довесок» имеет верхний предел – не более 60 кг.

Есть ограничения, призванные снизить затраты участников. Например, на каждом этапе можно использовать только 18 покрышек типа «слик». Их должно хватить на оба раунда, квалификацию, уормап и свободную тренировку. Двигатель же, как нынче заведено в «старых» чемпионатах мира, должен выдерживать два полноценных уик-энда.

ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

Костяк мирового чемпионата составляют автомобили производителей, перешедших сюда из ETCC: «Альфа-Ромео 156», БМВ-320i, «СЕАТ-Толедо Купра» и «Хонда Аккорд Евро R». Они-то и будут в нынешнем сезоне претендовать на призовые места в зачете марок, а их пилоты – бороться за чемпионский титул в личном зачете. На официальных тестах, состоявшихся перед стартом сезона, и на первом этапе чемпионата в итальянской Монце лучшие времена показали «Альфа-Ромео» и БМВ. Все логично – именно они вели спор за победу в прошлом сезоне «евротуринга».

За рулем этих машин, кстати, сплошь опытные бойцы и звезды первой величины: итальянцы Габриеле Тарквини, Фабрицио Джованарди, Алессандро Дзанарди, немцы Дирк и Иорг Мюллеры, швед Рикард Райделл и другие. Что ни имя – либо экс-пилот формулы 1, либо победитель какого-нибудь престижного кузовного чемпионата (европейского, британского, немецкого, итальянского и т. д.)

С моделями-старожилами собираются сразиться амбициозные новички – «Шевроле Лацетти» и «Форд Фокус». Очевидно, наступить на пятки лидерам дебютанты смогут не сразу. Поначалу автомобили надо вылечить от неизбежных детских болезней и научить быстро ездить. Впрочем, процесс не должен затянуться, уж очень именитым пилотам поручили эту ответственную работу. Цвета «Шевроле» защищают титулованный формульный и кузовной боец Никола Ларини, двукратный победитель британского чемпионата BTCC Алан Меню и 25-летний англичанин Роберт Хафф. Последнего, несмотря на возраст, никак не назовешь «молодым дарованием» – в послужном списке Хаффа 13 (!) титулов в разных дисциплинах автоспорта. Похожая ситуация и у «Форда». На «Фокусах» нового поколения выступают опытнейший Томас Кленке и прошедший школу немецкой серии DTM Томас Ягер.

Этим людям и машинам предстоит доказать, что WTCC – действительно мировой. И завоевать симпатии миллионов. Посмотрим, получится ли.

Вадим Крючков, Сергей Зиновьев Фото WTCC

Подпишитесь на «За рулем» в