Тепловой насос

Тепловой насос

Зря улыбаетесь: громоздкие одежда и обувь не способствуют безопасной езде, особенно на скользких зимних трассах.

В чем же причина «немощи» некоторых отопителей? Чаще всего – в безобразном качестве деталей. Например, примитивный «непропай» перегородки, разделяющей полости входа и выхода жидкости, позволяет ей идти по короткому пути – почти не омывая сердцевину радиатора, оттого он и не работает.

Случись подобное с батареей центрального отопления, вызывают сантехника. А нам как быть? Совсем никудышный радиатор придется заменить или отремонтировать – восстановить перегородку. Иногда полезно обновить термостат – ведь его настройки могут уйти так, что при невысокой мощности, обычной для езды по зимним дорогам, падает температура самой жидкости. В сильный мороз не повредит по старинке утеплить основной радиатор: холодный сквозняк под капотом ослабнет, от этого и в машине станет чуть теплее.

Итак, радиатор вашего отопителя – «твердый троечник». Как увеличить подачу в него горячей жидкости, не топча педаль газа? (Заметим: в теплоэнергетике двигателя ничто не «обрушится», ведь мы отберем у него лишь ту часть тепла, которую и должен расходовать полноценный отопитель.) С этой целью мы встроили в магистраль отопителя VAZ 2108 дополнительный насос. Купили электронасос отопителя «Газели», шланг и обычное четырехконтактное реле. За все – 650 рублей. Несложная работа отняла около часа. (Кстати, хороший латунный радиатор стоит около 900 руб., а работа по его замене от 800 руб. на VAZ 2108 до 2000 руб. на VAZ 2110.)

Насос закрепили в моторном отсеке так, чтобы он не касался подвижных или горячих частей. Порядок работы: слили охлаждающую жидкость, отсоединили от головки блока шланг и соединили с боковым штуцером насоса (см. схему), а центральный штуцер насоса – дополнительным шлангом со штуцером головки блока. Затянув хомуты, залили охлаждающую жидкость. Электропитание насоса подключили, как показано на схеме: чтобы работал одновременно с вентилятором отопителя. На VAZ 2108 провод этого вентилятора – в салоне, немного выше педали газа.

Опробуем? Сначала хорошенько прогрели мотор. На холостом ходу перевели регулятор отопителя в третье положение. Ого! Пошел раскаленный воздух, температура жидкости немного снизилась.

А каков эффект после остановки горячего мотора? Включив зажигание, опробовали новшество во втором, а потом и в первом положении регулятора. Здесь есть тонкость: если сразу включить первое положение, насос работать не будет – напряжения, урезанного регулятором, не хватает для срабатывания реле, а вот для удержания его достаточно.

Вот так минут 25–30 можно согреваться в салоне, не пуская двигатель, а лишь остужая жидкость и омываемые ею детали. Конечно, никто не станет сильно выхолаживать двигатель – завести его в конце концов придется. Ведь как ни верти, а источник энергии в автомобиле – содержимое топливного бака.

Подпишитесь на «За рулем» в