На каждом километре

На каждом километре

По результатам исследования Всемирной организации здравоохранения в год во всем мире на дорогах погибает один миллион двести тысяч человек! Еще около 20–50 миллионов получают травмы. Россия в подобных «соревнованиях» рвется в лидеры по всем номинациям. Известно еще и другое: количество ДТП и тяжесть их последствий увеличиваются по мере повышения скорости движения. Подсчитано, что при уменьшении средней скорости на 1 км/ч количество ДТП уменьшается на 4%. Увы, сегодня мы чаще всего соблюдаем скоростной режим не из соображений безопасности, а из опасений встретиться с радаром. А представьте абсурдную ситуацию: на всех дорогах, на каждом километре стоит по милиционеру с радаром – ездить будет просто нельзя… Но в то же время из тех ста человек, что по статистике сегодня не вернутся домой, многие остались бы живы!

Короче говоря, предлагаю не злиться на радары, а взглянуть на них глазами разработчика. Хотя бы потому, что это, на мой взгляд, просто интересно.

Первые скоростемеры для дорожной полиции были созданы в США вскоре после Второй мировой войны. Они использовали несущую частоту около 10,5 гигагерц (Х-диапазон), что определило этот диапазон как стандартный на долгие годы. У нас кое-где еще встречается советская разработка – различные модификации радаров серии «Барьер». С ростом скоростей и плотности потока пришлось «учить» радары видеть самую быструю цель на фоне транспортного потока. Более того, на перегруженных дорогах с двусторонним движением потребовалось определять направление движения целей. В 1997 году была сертифицирована первая модификация измерителя «Искра-1» фирмы «Симикон», почти одновременно появился «Сокол» фирмы «Ольвия» – тоже петербургской.

Различные модификации этих приборов и составляют сегодня основной парк скоростемеров в России. Главная разница между ними: в «Соколе» использована традиционная частота Х-диапазона, а для «Искры» выбран и сертифицирован другой стандарт – 24 гигагерца (К-диапазон). Более высокая частота позволила практически вдвое уменьшить габариты и вес прибора по сравнению с «Соколом», не говоря уже об устаревшем «Барьере». Затем очередные модификации «Искры» научились работать в движущемся патрульном автомобиле. Они могут фиксировать встречные и попутные цели, действуя как вперед по ходу движения, так и в обратном направлении. Еще одно – возможность определять скорость попутных автомобилей при минимальной разнице со скоростью патруля.

Насколько верны показания радара? Скажу сразу – гарантированная дальность измерений составляет 300–400 м, а реальная – 800 м. Однако не стоит «грузить» гаишников вопросами на эту тему. Дело в том, что прежде чем зафиксировать результат, радар многократно измеряет скорость цели, сопоставляя полученные значения. В случаях, если под влиянием помех или других факторов точность измерений не может быть гарантирована, результат вообще не будет выведен на табло. Иными словами, радар показывает либо верную ситуацию, либо не показывает ничего!

Одновременно с измерением скорости запускается таймер радара. Можно также убедиться в том, что вам предъявляют скорость цели, которая двигалась в том же направлении, что и ваш автомобиль. На боковой поверхности рукоятки «Искра-1» для этого есть треугольная светящаяся стрелка. Кстати, на стирание памяти после измерения скорости дано десять минут – именно это время отводится для составления протокола.

Недавно запущены в производство новые модели радаров: в «Симиконе» это – «Радис». В дополнение ко всем возможностям «Искры» он способен передавать данные через USB-порт или по радиоканалу и имеет множество сервисных возможностей. А на замену «Соколу» пришел «Беркут». При его разработке фирма «Ольвия» также освоила К-диапазон частот.

Жизнь заставляет создателей радаров уделять особое внимание доказательной базе. Видеофиксаторы «Кадр-1», выпускаемые «Симиконом» уже около трех лет, позволяют зафиксировать последовательность фотографий дорожной ситуации, где на каждой есть данные об измеренной скорости. Кроме того, в России выпускаются также приборы «Сокол-Виза» и «Автоскан». Существует также комплекс «Nissan Patrol GR/">Патруль» – его стационарно устанавливают в автомобиле.

Будущее в контроле скорости принадлежит полностью автоматизированным комплексам – их еще называют фоторадарами. Они способны без участия оператора достоверно определить нарушителя даже по одному зафиксированному фотокадру. Главная техническая проблема при этом – гарантировать, что измерена скорость именно того автомобиля, который изображен на фотографии. Такое по силам комплексу «КРИС-1», который уже применяют и в Москве, и в Ленинградской области. Особенность его – наличие специального радара с очень узкой, игловидной диаграммой направленности. Телекамера фиксирует непрерывное изображение – для сохранения же выбирают только кадры с номерным знаком в зоне видимости. Компьютер одновременно анализирует все получаемые сигналы, совершенно точно сопоставляя измерения скорости и изображения.

Автоматизированные комплексы хороши тем, что лишают водителя возможности спорить с инспекторами, кивая то на радар, то на спидометр. А может и в самом деле сбудется страшный сон и терминаторы с радарами появятся на каждом километре? Пока что мы до этого еще не додумались…

ПАМЯТКА ОБИЖЕННОГО ВОДИТЕЛЯ

Радар должен быть опломбирован и поверен. Да-да, именно «поверен», а не «проверен». Это означает, что государственный поверитель – лицо, уполномоченное Госстандартом, – удостоверил соответствие прибора всем требованиям по точности и достоверности и поставил пломбу. Документ, который подтверждает этот факт, – свидетельство о поверке. На нем указан заводской номер радара, срок следующей поверки и стоит штамп поверителя.

Именно это свидетельство можно потребовать у инспектора, работающего с радаром. Данные, указанные в свидетельстве, заносятся в протокол об административном правонарушении. Иногда говорят и о сертификате. Но сертификаты хранятся у изготовителя и по закону требуются только для производства и продажи.

Подпишитесь на «За рулем» в