Холодная война скидок — журнал За рулем

Холодная война скидок

Холодная война скидок

Недоброй памяти эпоха холодной войны сверхдержав, как мы считаем, закончилась. Но по тому же самому сценарию войны идут и сегодня, хотя и в меньших масштабах: воюют крупные концерны. Когда нескольким гигантам становится тесно на переполненном рынке, в ход идут проверенные временем методы ведения «боевых действий».

ВЫ ПЛАТИТЕ СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО И МЫ

Таков девиз американской программы «Джи-Эм», названный «Скидка для сотрудников — каждому». Суть ее в том, что любой покупатель платит за автомобиль столько же, что и работники фирмы, пользующиеся льготами. Клиенты клюнули, да как. В июне продажи подскочили сразу на 41%! В абсолютном выражении — это реализованные 558 092 авто: лучший результат с 1986 года. Соответственно, и доля марки на рынке скакнула с 25% сразу до 32%. Это в автомобилях, а итог в долларах подведем ниже.

Прохлопавшие этот трюк «Форд» и «Крайслер» прибавили в июне всего лишь 1 и 5%. Зато уже в июле нашли симметричные ответы. «Крайслер» выступил с инициативой «Цены для сотрудников плюс»: каждый покупатель мог приобрести автомобиль по цене для работников фирмы и плюс к тому получить скидку до 3500 долларов! Например, за «Джип Гранд Чероки» вместо прейскурантных 27 050 долларов (не удивляйтесь, пожалуйста, — это американские цены) можно было выложить всего… $22 261 или, скажем, за «Крайслер-Пасифик» лишь 20 747 долларов вместо обычных $25 345.

«Форд», естественно, тоже не остался в стороне и развернул кампанию «Добро пожаловать в нашу семью». Вы уже догадались: цена, как для рабочих фирмы и их семей.

Покупатели от такой войны, конечно, только выиграли, но прибыли концернов устремились к нулю и вопрос в том, кто дольше сможет продержаться. Надо полагать, у «Джи-Эм» накопленный жирок потолще.

Последствия не замедлили сказаться. И вот уже «Уолл Стрит Джорнэл» сообщает, что «Форд» уволит в Северной Америке не 2700 человек, как планировалось, а все 10 000, то есть почти треть! Во втором квартале автомобильный бизнес принес концерну жирный минус — 907 миллионов долларов. Придется, однако, терпеть: «Джи-Эм» не приостановил действие скидок, а, напротив, объявил о снижении цен с 1 августа на 30 из 76 моделей. В ответ «Форд» продлил «семейную программу» до 6 сентября. Аналогично поступил и «Крайслер». Более того, он спешно переоснащает свои заводы в США, чтобы на каждом можно было выпускать одновременно не одну-две, а три и больше моделей. Тогда меньшие тиражи станут прибыльными.

Подводя предварительные итоги (сражение еще не закончилось), назовем еще несколько любопытных цифр. Итак, июль обошелся трем американским китам в 4,33 млрд. долларов, зато их продажи выросли на 26,5%. Средняя скидка на автомобиль составила у «Джи-Эм» 4135 долларов, у «Форда» — $3776, у «Крайслера» — $3623. Чтобы удержать позиции, в гонку включились европейские автопроизводители (они сбросили по 2382 доллара на авто) и японцы (минус $1236). Последние пока побеждают: продажи «Тойоты» и «Хонды» выросли на 8,1 и 10,3% при том, что доходы оказались заметно большими, чем у американцев.

НАПРАВЛЕНИЕ — КИТАЙ

Главный автомобильный генерал напал не только на земляков, но и на немецких соперников. Причем — на китайском театре военных действий (сегодня этот рынок — третий в мире). В первом полугодии «Джи-Эм» впервые продал здесь больше машин (308 722), чем «Фольксваген» (262 198), хотя последний открыл этот рынок на 12 лет раньше.

Идет наступление и в Европе. Особенно успешно у «Опеля», несколько хуже — у СААБа. Смотрите: в первом квартале «Опель» еще приносил убытки, а во втором — впервые за последние пять лет! — обрадовал заокеанских хозяев 37 миллионами прибыли. Да и «молниеносных» машин в первом полугодии на континенте продано 190 тысяч — на 5% больше, чем год назад. Правда, до 2007 года 9000 человек получат расчет — таковы волчьи законы рыночной экономики!

НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ РАССЧИТАЙСЬ!

Результатом военных игрищ стало беспрецедентное понижение кредитного рейтинга «Джи-Эм» и «Форда» у рейтингового агентства Stan-dard & Poors (S&P): обоим концернам придется платить за кредиты заметно больший процент. Такого в отношении столь крупных фирм еще не бывало. Эксперты агентства сильно засомневались, что топ-менеджеры автогигантов справятся с клубком проблем из миллиардных платежей в пенсионные фонды, простоя мощностей, падения долей на рынке и все более жесткой конкуренции со стороны японцев.

Один только «Джи-Эм» должен выплатить в этом году 75 млрд. долларов на медицинское обеспечение сотрудников. Да еще на одного рабочего в концерне приходятся два пенсионера! Конечно, обе фирмы поспешили заверить, что все у них тип-топ, никакой угрозы банкротства нет и в помине, и вообще дела идут все лучше. Биржа, однако, отреагировала падением курса акций, включая и акции крупнейших поставщиков «Вистеона» («Форд») и «Делфай» («Джи-Эм»). На всякий случай Рик Вэгонир (глава «Дженерал моторс) провел переговоры с президентом „Тойоты“ Фуджио Хо о „возможной технологической помощи“.

А вот «Крайслер» чувствует себя как нельзя лучше. Продажи растут, появляются новые привлекательные модели, да и вопрос с медицинскими платежами здесь уже решили. Правда, грозное агентство, раздающее кредитные рейтинги, все же погрозило пальчиком и «Даймлер-Крайслеру»: мы, мол, начеку и если только положение «Мерседеса» ухудшится — пеняйте на себя. При этом имелись в виду крупные затраты на отзывы автомобилей (из-за проблем с тормозами SBC) и санацию убыточного «Смарта».

Кто же, однако, победит в схватке гигантов? По итогам полугодия «Форд» и «Джи-Эм» торговали себе в убыток (минус 170 и 1465(!) евро на автомобиль). Может статься, лавровый венок достанется… японцам. Круто вверх идут дела у «Нис-сана» и «Тойоты» (прибыль на один автомобиль 2228 и 1815 евро), на пятки им, в свою очередь, наступает «Хёндэ». Но и корейцам надо почаще оглядываться, чтобы не пропустить набирающего скорость китайского соперника. Обстановка на фронтах меняется быстро.

УПРЯМЫЕ ВЕЩИ

Это, как известно, факты. Но в разрозненном виде они не дают цельной картины. Собирать всемирный «паззл» — удел специалистов, таких, например, как команда профессора Штефана Братцела из Center of Automotive (CoA), обосновавшегося в Бергиш-Гладбахе (Германия). Нам удалось получить разрешение на публикацию отдельных результатов их последнего исследования мирового автопрома, которые для наглядности сведены в диаграммы.

Архивная статья
 1039
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Оцените материал
0:0
Загрузка...