1978 - 2006. краткая история «гонки звезд»
1978 год: Москва, Центральный ипподром
1. А. Козырчиков (Москва, «Москвич-412») - 28
2. В. Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 26
3. Н. Больших (Москва, «Москвич-2140») - 23
Анатолий Козырчиков родом из Ижевска, гоночную карьеру начинал в мотоспорте, был чемпионом СССР по мотокроссу. Позже перешел в автоспорт, выступал за АЗЛК и ВАЗ. Марка «Москвич» тогда была лидером – в Тольятти еще не родился ВАЗ-2101 с мотором 1600 куб. см. Неудивительно, что призерами гонки стали спортсмены, выступавшие на «москвичах» - московского и ижевского производства.
1979 год: Москва, Центральный ипподром
1. В. Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 29
2. А. Грайф (Ижевск, «Москвич-412-Иж) - 27
3. А. Козырчиков (Москва, «Москвич-2140») - 22
Команда Ижевского автозавода переживала расцвет: в ее распоряжении была отменная техническая база и плеяда выдающихся гонщиков. Владимир Гольцов – звезда первой величины. К 1979 году он был рекордсменом по количеству чемпионских званий в трековых гонках. Плюс два титула, завоеванные в чемпионатах страны по ралли.
1980 год: Москва, Центральный ипподром
1. В. Сажин (Тольятти, ВАЗ-21011) - 28
2. В. Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 27
3. С. Васильев (Тольятти, ВАЗ-21011) – 23
ВАЗ создал достойное оружие для трековых гонок и снабдил им своих лучших пилотов. Валерий Сажин был одним из них, но его блистательный путь в автоспорте оказался коротким: вскоре он попал в автокатастрофу, в которой получил серьезные травмы, и перешел на тренерскую работу.
1981 год: Москва, Центральный ипподром
1. А. Грайф (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 29
2. К. Антропов (Ижевск, Иж-2125) - 24
3. П. Михейкин (Москва, «Москвич-2140») - 21
Ижевчане нанесли ответный удар. К сожалению, это был их последний триумф в «Гонке звезд»: ижевская гоночная школа, гремевшая на весь Союз, постепенно увядала и вскоре отдала пальму первенства Тольятти. Александр Грайф, прежде чем заняться автоспортом, был одним из сильнейших мотокроссменов страны.
1982 год: Москва, спорткомплекс «Измайлово»
1. Н. Больших (Москва, ВАЗ-21011) – 25
2. С. Васильев (Тольятти, ВАЗ-21011) - 25
3. В. Гольцов (Ижевск, «Москвич-412-Иж») - 24
Впервые гонка покинула Центральный ипподром, ее провели на довольно коротком овале в Измайлово и – впервые на шинах с шипами. Продукция ВАЗа отныне и на многие годы стала главным оплотом автоспорта, а «москвичи» ушли на второй план – навсегда, и рождение модели 2141 уже не помогло вернуть славу марки на прежний уровень. Николай Больших к тому времени был чемпионом СССР по ралли и трековым гонкам, и его успех в «Гонке звезд» закономерен.
1883 год: Москва, Центральный ипподром
1. Н. Бахмуров (Тольятти, ВАЗ-21011) - 27
2. В. Глушков (Москва, ВАЗ-21011) - 25
3. В. Сажин (Тольятти, ВАЗ-21011) - 23
Ижевск окончательно сдал позиции, и в истории «Гонка звезд» началась эпоха принципиальной борьбы между московскими и тольяттинскими пилотами. Николай Бахмуров – простой паренек из костромской глубинки, один из первых строителей ВАЗа, начал гоночную карьеру с «фигурки» и дошел до мастера спорта международного класса, победителя кольцевого Кубка Дружбы 1981 года и – единожды – трековой «Гонки звезд».
1984 год: Гусь-Хрустальный
1. Н. Больших (Москва, ВАЗ-21011) - 30
2. К. Жигунов (Москва, ВАЗ-21011) - 25
3. А. Котляр (Тольятти, ВАЗ-21011) - 25
В Москве не нашлось арены для ледового трека, и «Гонка звезд» прошла по льду озера в городе Гусь-Хрустальный. Вновь применялись шины с шипами. Николай Больших еще раз стал лучшим и при этом первым, кто выиграл гонку журнала «За рулем» дважды и набрал максимальную сумму очков – 30 из 30 возможных.
1985 год: гонка не проводилась
1986 год: Раменское, Республиканский ипподром
1. В. Козанков (Москва, ВАЗ-21011) - 25
2. В. Кузнецов (Москва, ВАЗ-21011) - 25
3. В. Штыков (Москва, «Москвич-2140») - 21
Гонку впервые принял ипподром в подмосковном городе Раменское, чьи профилированные виражи привели участников в восторг. Рекорд тогда установил Владислав Штыков, проехав лучший круг со средней скоростью 109,9 км/ч. А Валентин Кузнецов едва не стал победителем, начав борьбу в качестве запасного участника. Но Виктор Козанков, чемпион страны по кольцевым гонкам, в дополнительном заезде за первое место был быстрее.
1987 год: Раменское, Республиканский ипподром
1. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-2108) - 28
2. Р. Рюйтель (Таллинн, ВАЗ-21011) - 22
3. В. Козанков (Москва, ВАЗ-21011) - 21
Начало эры переднеприводных автомобилей ВАЗа. Борис Маслов, тогда не очень известный гонщик, вывел на трассу одну из первых в спорте «восьмерок» и не оставил шансов никому из тех, кто выступал на «классике».
1988 год: Раменское, Республиканский ипподром
1. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-2108) - 30
2. С. Белозеров (Тольятти, ВАЗ-2108) - 27
3. Ю. Боровиков (Тольятти, ВАЗ-2108) - 25
На этот раз «восьмерками» обзавелись более половины стартовавших в гонке пилотов. Но москвичи пока не научились готовить эти машины так же хорошо, как тольяттинцы. И проиграли по всем статьям.
1989 год: Москва, спорткомплекс «Измайлово»
1. М. Хиетинен (Финляндия, «Фольксваген») - 29
2. П. Нурминен (Финляндия, «Сааб») - 28
3. А. Потапов (Москва, «Москвич-2141») - 27
Первое международное соревнование по трековым гонкам, первые иномарки на российском льду. Наши спортсмены не смогли составить конкуренции финнам из-за серьезного проигрыша в мощности моторов – технику гостей допустили к старту в порядке исключения. Сенсацию сотворил фирменный пилот АЗЛК Александр Потапов – его «Москвич» легко опережал «восьмерки» и даже иномарки проигрывал не всегда. Гонка на призы журнала «За рулем» прошла под названием «Звезды автоспорта».
1990 год: Раменское, Республиканский ипподром
1. Ю. Боровиков (Тольятти, ВАЗ-21083) - 27
2. В. Малюшитский (Тольятти, ВАЗ-21083) - 24
3. В. Штыков (Москва, ВАЗ-21083) - 24
Гонка прошла в условиях небывалой оттепели, когда в окрестностях Москвы практически не осталось снега. Дорожка ипподрома была покрыта слоем жидкой грязи, что сильно затрудняло задачу, стоящую перед пилотами. Лучше всех к необычной трассе приспособился призер кольцевых чемпионатов страны Юрий Боровиков, начинавший свой путь в автоспорте простым механиком.
1991 год: Раменское, Республиканский ипподром
1. С. Успенский (Москва, ВАЗ-21083) - 30
2. В. Штыков (Москва, ВАЗ-21083) - 28
3. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-21083) - 24
Вторая попытка журнала провести международную гонку - она прошла под названием «Русский трек». Снова пригласили финнов, но на этот раз выделили им такие же «восьмерки», как и у наших пилотов. В состязании одинаковых машин, по настоянию гостей обутых в шины с шипами, впервые отличился Сергей Успенский, входивший в состав сборной команды СССР по ралли, но не успевший обрасти многочисленными титулами.
1992 год: Раменское, Республиканский ипподром
1. Н. Мезенцев (Тольятти, ВАЗ-21083) - 24
2. В. Козанков (Москва, ВАЗ-21083) - 23
3. А. Белов (Тольятти, ВАЗ-21083) - 21
Пожалуй, самый неожиданный победитель «Гонки звезд» за всю ее историю. Тольяттинец в те годы стартовал от случая к случаю и долгое время играл в заводской команде вторые роли, хотя на его счету был титул чемпиона по кольцевым гонкам. Но трековые гонки недаром всегда считались лучшим мерилом гоночного мастерства, а Николай Мезенцев впоследствии стал одной из самых ярких звезд российского автоспорта.
1993 год:
1. С. Успенский (Москва, ВАЗ-21083)
2. Р. Мухаметзянов (Тольятти, ВАЗ-21083)
3. Б. Маслов (Тольятти, ВАЗ-21083)
Сергей Успенский повторил свой успех – теперь уже в гонке на шинах без шипов. Накал соперничества между Москвой и Тольятти начал ослабевать – проблемы ВАЗа, переживавшего экономические реформы, отразились и на состоянии заводской команды. Впервые призы «Гонки звезд» были разыграны в трех дополнительных суперфиналах – после того, как все пилоты откатали традиционную «таблицу для 16».
1994 год: Ижевск - Раменское
1. В. Штыков (Москва, «Опель-Корса»)
2. С. Балдыков (Ижевск, «Опель-Корса»)
3. С. Успенский (Москва, ВАЗ-21083)
Впервые «Гонку звезд» провели в формате двухэтапного соревнования: первый этап прошел на городском ипподроме в столице Удмуртии, второй – в Раменском. Обе гонки уверенно выиграл многократный чемпион СССР по ралли Владислав Штыков, выступавший на «Опеле». Начался массовый приход иномарок в российский автоспорт, приведший в итоге к появлению новых классов машин и размежеванию техники по «национальному признаку».
2006 год: Раменское
1. А. Дудукало (Москва, «Хонда-Сивик»)
2. В. Черевань (Москва, «Хонда-Сивик»)
3. А. Сотников (Москва, «Ситроен-Саксо»)
Возрождение легендарной гонки журнала "За рулем". 6 гонщиков показавших лучшие результаты стартовали в суперфинале соревнования на автомобилях "Лада-Калина" специально подготовленных волжским заводом для этого состязания.