Олимпийский транспорт: Игры для перевозчиков

Крупнейшее событие февраля – Олимпийские игры в Ванкувере. Но наш рассказ не о борьбе за медали, а о схватке за спонсорские контракты. Достижения крупнейших автопроизводителей, оспаривающих титул официального перевозчика Игр, комментирует Алексей Воробьев-Обухов.

ОТ СОТЕН – К ТЫСЯЧАМ

Провести Олимпиаду престижно, но весьма недешево. Средствами помогают спонсоры: даже на первых играх 1896 года в Афинах такой уже был – всем известная компания «Кодак». А вот автомобилями с олимпийским оргкомитетом никто не делился еще 60 лет – вплоть до Игр 1956 года. А делиться начали тогда, когда повсеместно развилось телевидение. Миллиарды жителей Земли, любующихся с экранов спортсменами на фоне рекламных баннеров, – ради такой аудитории не жалко предоставить даже тысячи новеньких авто. Хотя начало кампании «Олимпиада» было довольно скромным: участников Игр 1960 года в Риме развозили 284 малютки ФИАТ-500, ФИАТ-600 и даже… по сотне мотороллеров «Веспа» и «Инноченти».

Малюткам ФИАТ-500 было суждено стать первыми олимпийскими автомобилями. Счет в 1960 году шел еще на сотни.

Теперь сравните: 2006 год, Турин; спонсор, понятное дело, тоже отечественный – ФИАТ, но вместо скутеров – 3000 самых современных автомобилей: от миниатюрной «Панды 4×4» до солидной «Кромы». Не остались в тени дочерние фирмы – «Альфа-Ромео» и «Лянча».

На зимних Играх 2006 года в Турине всех обошел, естественно, ФИАТ, который предоставил уже в десять раз больше автомобилей, чем в 1960-м.

Подобными темпами наращивали участие в олимпийских перевозках и другие глобальные игроки рынка. 1956 год, Мельбурн: «Форд», «Крайслер» и «Ровер» разорились всего-то на 121 автомобиль. Опять Австралия, Сидней, 2000 год – и 2000 машин только от «Холдена», местного филиала «Джи-Эм» (а всего оргкомитет получил тогда 3500 авто).

Борьба за право стать официальным перевозчиком Игр всегда идет нешуточная. И побеждают, как правило, свои, местные. Например, в США и Канаде, кроме «Дженерал моторс», никто к Играм и подступиться-то не смог. И не сможет. Разве что в Атланте милостиво разрешили поучаствовать небольшому количеству БМВ и «ниссанов». Размах на играх в Солт-Лейк-Сити (2002 год) был истинно американский – более 5000 авто всех семи брендов «Джи-Эм».

Для представителей «Джи-Эм» получать ключ от Олимпийских игр, проходящих на американском континенте, давно стало традицией.

В нынешнем году фишка другая – экологическая. Олимпиаду будет обслуживать целая флотилия «эквиноксов» («Шевроле») с топливными элементами, работающими на водороде.

«Шевроле-Эвеленч» в спецверсии CATT, пожалуй, единственный автомобиль, перевозивший олимпийский огонь в открытом факеле.

Еще не забылась блестяще проведенная Олимпиада в КНР, где, кстати, есть не только собственное автомобилестроение, но и представлены почти все мировые концерны. В позапрошлом году здесь получила статус генерального автомобильного спонсора «Фольксваген Груп Чайна». Спортсменов возили по дорогам Поднебесной аж 6000 «маготанов» («Пассат»), «сагитаров» («Джетта»), туранов» и «тигуанов». Впрочем, небольшая доля рекламного пирога досталась и чисто местной «Чери»: фирма предоставила 50 гибридных А5, наглядно доказывавших: в Китае есть и высокие технологии, и забота об экологии!

КАЛУГА – СОЧИ, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ!

По дороге к Олимпиаде на берегу Черного моря автоконцернам предстоит обеспечить спортсменов транспортом, а себя рекламой еще дважды. В Ванкувере, само собой, всех вновь покатает «Дженерал моторс», а в Лондоне-2012 – БМВ, тоже, по сути, местный поставщик. Не забыли, кому принадлежат МИНИ и «Роллс-Ройс»? Кстати, обслуживающий персонал сможет объезжать лондонские пробки на мотоциклах и – впервые на Играх – велосипедах с эмблемой БМВ!

В 2012 году в Лондоне олимпийский транспорт (тут будут еще мотоциклы и даже велосипеды) предоставят фирмы БМВ и МИНИ.

А как же поддержали отечественного производителя в России? Ведь было бы здорово – пара миллиардов телезрителей по всему миру видят надписи Lada, Lada… Уж после этого экспорт был бы обеспечен! Это не так наивно, как может показаться: в 1980 году Игры в Москве прекрасно обошлись «москвичами», «жигулями» да «волгами». А огонь доставили на специальной версии «рафика». Увы, «старым» российским заводам нынче не до олимпийских достижений – немудрено, что генеральным автоспонсором сочинской Олимпиады стала компания «Фольксваген Груп Рус». Во сколько это ей обошлось – не раскрывается, но известно, что минимальный взнос составляет 100 млн. долларов деньгами и предоставленными товарами.

«Фольксвагену» было не слишком трудно снабдить Олимпиаду в Пекине целой флотилией (Green Fleet) экологически чистых авто: эта фирма давно и прочно обосновалась в КНР. И без Игр почти все такси здесь только с «дубль вэ» на радиаторе.

С товарами ясность уже есть: около 3000 автомобилей «Фольксваген», «Шкода» и «Ауди». Причем во всех классах, включая микроавтобусы, грузовики и машины для людей с ограниченными возможностями (не забыты и Параолимпийские игры). Кроме размещения на стадионах и олимпийских трассах баннеров с логотипами «олимпийских» марок, «Фольксваген» получит право вплоть до 2016 года рисовать пять колец на дверях и капотах авто.

Не совсем автомобиль, но олимпийский – это точно. Хотя МИНИ и не стал спонсором Пекинской Олимпиады, маркетологи придумали катать спортсменов и болельщиков на таких вот велорикшах.
В Ванкувер факел везла в лучшем случае одна лошадиная сила. Но ее подстраховывали сотни бензиновых под капотами, разумеется, «шевроле».

Подпишитесь на «За рулем» в