Трофи-рейды: без дорог и дураков

Одна из наших бед – отсутствие дорог – обернулась пользой для участников чемпионата России по трофи-рейдам. Ведь он по праву считается сильнейшим в Европе.

Наверняка каждый хоть раз побывал в шкуре участника внедорожных соревнований. Поездка на рыбалку, за грибами, даже на дачу может обернуться борьбой со стихией и непроходимой дорогой. Что, скажете, ни разу не приходилось исследовать огромную лужу, залившую еще накануне сухую грунтовку? Или домкратить застрявшую машину, подкладывая под колеса ельник? Ну вот, значит, у вас уже есть первое представление, о чем пойдет речь.

В мир трофи-рейдов войти несложно. Если вы читаете эту статью в выходные, будьте уверены: где-то в окрестностях города обязательно собрались фанаты бездорожья. Официально они едут на шашлык, на самом деле – проверить себя и технику за пределами дорог. И чем чаще и дальше такие вылазки, тем серьезнее подготовка людей и вседорожников.

Самые серьезные соревнования, в которых можно стартовать, – чемпионат России по трофи-рейдам. Как и любая другая дисциплина профессионального спорта, это весьма затратное мероприятие: подготовка конкурентоспособного автомобиля обойдется не меньше чем в 20 тысяч евро! А некоторые ради победы готовы тратить намного больше… и все равно проигрывают. Но сначала – вкратце о сути соревнований.

Суть трофи: найти точку, добраться до нее и сделать снимок, касаясь ее одной рукой, а другой – машины. Чем больше и быстрее собрано точек, тем лучше.

С НАЕМНИКАМИ ПРОЩЕ

Основная борьба идет в двух классах. Если автомобили группы ТР2 – это серьезно подготовленные серийные вседорожники, то построенные по требованиям ТР3 – спортпрототипы в чистом виде. Либеральные технические требования, развязавшие инженерам руки, сделали наш чемпионат сильнейшим в Европе. Неудивительно, что на одних и тех же трассах машины группы ТР2 практически не имеют шансов в битве с ТР3. Поэтому если раньше победителей определяли как в зачетных группах, так и в абсолюте, то сейчас участники ТР3 на отдельные призы не рассчитывают – в случае победы они автоматически становятся победителями в абсолюте.

В трофи-рейдах возможны два варианта спецучастков. Первый предполагает, что все преодолевают одну и ту же дистанцию, стартуя с равным интервалом или одновременно. Это линейный СУ. Задача – по выданной карте с GPS-координатами точек последовательно найти отмеченные организатором объекты (чаще всего это нарисованные краской на деревьях цифры). Сложность в том, что после прохода первых экипажей состояние трассы существенно ухудшается...

В трофи-рейдах важна командная работа. Помощь штурмана при форсировании трудных участков незаменима.

Второй формат – навигационный СУ: в рамках ограниченной территории организатор обозначает точки, которые должны «взять» участники. Перед стартом участникам выдается список точек с координатами. Задача экипажа – найти их на местности и сделать фотоснимки; порядок взятия свободный. Это не так просто, как может показаться: далеко не всегда получается двигаться от одной точки к другой по прямой, приходится искать пути подъезда. И вот тут одни полагаются на опыт, а другие – на хитрость.

Слабо, например, построить или попросту купить готовые боевые машины, нанять экипажи, полностью оплатить их участие в чемпионате? Задача таких наемников – помогать «папе», который борется за победу: разведывать подступы к точкам и выискивать наиболее удобные пути, а затем скидывать ему GPS-треки и давать по рации подробные инструкции касательно проезда. Честно? Судите сами. Но то, что далеко не каждый может позволить себе построить и содержать несколько прототипов, это точно.

ВЗЯТЬ ТИТУЛ ГОЛОВОЙ

Большинство рассчитывает лишь на свое умение и надежность техники. Сейчас, пожалуй, самыми успешными являются автомобили, построенные в питерской мастерской Геннадия Хаинова. Да-да, того самого, что был соавтором знаменитого в советское время прототипа «Лаура»! К тому моменту, когда началась работа над первой трофийной машиной, на счету Хаинова было уже 45 проектов сконструированной и построенной автомобильной техники. С 2003 года он, помимо прочего, строит вездеходы для чемпионата по трофи-рейдам. Как во всяком спортивном КБ, проекты, выходящие из гаража Хаинова, получают название ТРХ и порядковый номер. В 2003-м был создан ТРХ-01, первый в трофи-прототип на пространственной раме с мотором от «Тойоты-Ленд Крузер 70». После этого были построены еще две машины, на которых Хаинов оттачивал идеи и внедрял более смелые технические решения. Весной 2005-го родился самый успешный (на данный момент) в истории российских трофи-рейдов автомобиль – ТРХ-04. На машинах этой серии разные пилоты стали чемпионами 2005, 2007 и 2009 годов.

Минувший сезон экипаж Алексей Голубев – Имрэ Поом выиграл на модификации именно ТРХ-04, повторив успех четырехлетней давности. Основной соперник Голубева Сергей Хальзев в этом году использовал качественную копию прототипа TPX-04. В отличие от оригинала, здесь ради снижения веса множество деталей – защиты, панели салона, сиденья, двери – выклеены из углепластика, а вместо лендроверовского 300TDi установлен тойотовский дизель 1KZT. После заявления (не подтвердившегося) Сергея Хальзева: «Машину делали герметично – должна плавать», а также за большое количество титановых деталей и огромный бюджет автомобиль прозвали «Титаником».

Подиум финального этапа чемпионата России-2009. Первое место за Алексеем Голубевым (на переднем плане справа), второе – у Сергея Хальзева, бронза досталась Роману Антонову.

Главные конкуренты на этот раз шли очень плотно. Подчас победителя определяли лишь опыт, интуиция, а то и обычное везение. На одном из этапов Хальзев после восьмичасовой борьбы уступил Голубеву всего 3 минуты!

Новый сезон наверняка подарит новые интриги. Кто какие новинки подготовил, появятся ли новые лидеры, узнаем уже скоро. Сезон-2010 в начале мая откроет этап «Кировские болота», всего же в чемпионате России запланировано шесть этапов. Но внедорожные соревнования меньшего статуса идут круглый год, с января по декабрь. И, возможно, как раз когда вы читаете эту статью, кто-то мужественно продирается через топи и леса, пробивая свою дорогу к заветному кубку.

Подпишитесь на «За рулем» в