Отопители: Экзотермическая реакция

Комфорт езды зимой во многом зависит от эффективности отопления и вентиляции. Максим Сачков проверял разные типы систем в автомобилях ВАЗ. Фото Александра Батыру.

В прайс-листах официальных дилеров уже пару лет фигурируют «приоры» и «калины» с кондиционерами. Приобретая такой автомобиль, владелец получает дополнительное устройство, которое не просто спасает в жару, – это более сложная климатическая установка, круглый год поддерживающая комфортную температуру в салоне. Климат-контроль дороже обычной «печки», но лучше ли? Сейчас выясним.

БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА

Первым делом разберемся с некоторыми техническими нюансами. Когда на «приоры» стали серийно монтировать климатические установки, в конструкцию автомобиля внесли некоторые изменения. В частности, применили иную шумоизоляцию моторного отсека, повысили эффективность системы охлаждения, модернизировали кузов – переделали щиток передка и рамку ветрового стекла. Сейчас для «приор», помимо обычных «печек» с ручным управлением, предлагают два варианта климатических систем. Первая, разработанная компанией «Панасоник» (Panasonic Taiwan Co., Ltd., совместно с японской Matsushita Electric Industrial), предназначена для комплектаций «Норма» и «Люкс», вторая, от южнокорейской «Халла» (Halla Climate Control Corp.), – только для люксовых и экспортных версий. Несмотря на схожесть многих функций, различий у этих систем хоть отбавляй. Например, у них разные типы компрессоров, у «Панасоника» конденсатор с ресивером и дополнительным вентилятором закреплен на кузове, а у «Халлы» вместе с двумя спаренными вентиляторами – на радиаторе системы охлаждения. Что касается непосредственно отопителей, то большинство деталей у этих систем тоже оригинальные. Вычислить производителя климатической установки можно, лишь взглянув на панель управления – у «Панасоника», например, в центре средней ручки есть кнопка принудительного обогрева и обдува стекол, а «Халла» такой функции лишена.

Серьезный недостаток панели управления климатической установкой «Приоры» – слепая шкала регулятора температуры. На ней нет ни строгих значений, ни даже красно-синих полос, чтобы выставить примерную температуру.
При внешней схожести с «климатом» на панелях управления обычными системами вентиляции и отопления ручки, задающие направление потоков и температуру, расположены иначе.

Теперь разберемся, в чем разница между климатической системой и обычной «печкой». Больше всего различий скрыто под панелью приборов. Блоки отопителей разные по конструкции и комплектующим – у «климата» в корпус добавлены детали системы кондиционирования, заслонки поворачивают моторедукторы, иные радиаторы, вентиляторы, жгуты проводов, шланги. Но по точкам крепления все блоки унифицированы, а вместе с ними одинаковы по расположению и длине каналы, по которым воздух идет внутри панели приборов к дефлекторам. Кроме того, в машинах с климат-системами рядом с потолочными светильниками установлен датчик, отслеживающий температуру в салоне: электронный блок обрабатывает полученные сигналы и отдает команды заслонкам и вентилятору. Таким образом, «печка» поддерживает заданный водителем микроклимат.

ГРЕЕМСЯ ПЕЧКАМИ

Проверим эффективность и удобство пользования двух систем отопления «Приоры». В тесте участвуют два хэтчбека – с ручной «печкой» и с климатической установкой «Панасоник». Устанавливаем температурные датчики в области ног и шеи водителя, дожидаемся их выстуживния и задаем отопителям наиболее характерные для зимнего прогрева режимы. Воздушные потоки направляем в ноги и на стекла, температуру – на максимум, у обычной «печки» выставляем вторую скорость вращения вентилятора, а у климатической установки переводим регулятор на Auto. Одновременно на двух машинах заводим двигатель и покидаем салон, плотно закрыв за собой двери. Наблюдать за показаниями датчиков можно через просветы на заледеневших стеклах.

На 11-градусном морозе за 40 минут двигатель «Приоры», оборудованной климатической установкой, успел прогреться лишь до 70ºС. Причина в высоких оборотах вентилятора, эффективно «охлаждающего» жидкость в радиаторе отопителя.

За бортом минус 11. Внутри первые несколько минут показания почти одинаковые. Но по мере прогрева двигателя климатическая установка постепенно увеличивает скорость вращения вентилятора, ее кривая прогрева для зоны ног начинает загибаться круче, чем у обычного отопителя. Разница в результатах после 40-минутных испытаний составила 14,4ºС. В «Приоре» с «климатом» теплее и в головах. Правда, тут более продвинутая система впереди лишь на 2,5ºС. Однако уже очевидно, что под контролем электроники «Приора» прогревается быстрее.

Конечно, находясь в салоне, тоже можно переключать режимы, добиваясь более эффективного прогрева. Но, похоже, дело еще и в иной конструкции отопителя для климатической системы. Ведь из-за того, что электроника гоняла вентилятор отопителя на повышенной скорости, двигатель за 40 минут успел прогреться лишь до 70ºС, в то время как на второй «Приоре» стрелка указателя стояла на 90ºС. Померили температуру на выходе из дефлекторов – разница незначительная, причем на стекло и в ноги задних пассажиров «климат» дул даже более теплым воздухом (см. таблицу). А когда охлаждающая жидкость в автомобиле с климатической установкой достигла 90-градусной отметки, преимущество стало безоговорочным.

Эксперимент показал, что отопитель с климат-контролем не только удобнее, но и эффективнее обычной «печки». Теперь оценим разницу в ценах – за климатическую установку придется доплатить 26 тысяч рублей (данные на конец 2009 года), правда, за эти деньги покупатель получает и ABS. Доплата в 8,5% цены автомобиля –это существенно, но в абсолютных единицах измерения вполне терпимо. Впрочем, выбор за вами, благо в продаже есть любые машины. Когда карты раскрыты, правильный ход сделать совсем не сложно.

В «КАЛИНЕ» ТЕПЛО

На «калинах» с кондиционером температуру регулирует климатическая установка «Панасоник». Но, в отличие от «Приоры», здесь автоматика следит только за температурой, а скорость вентилятора водитель регулирует вручную. На центральной консоли «Калины» около ручки, которой задают температуру, нанесены цифры. Правда, как показали многочисленные замеры, градусы на этой шкале часто не соответствуют реальным. И это вполне закономерно, ведь блок управления ориентируется на показания единственного температурного датчика. Поэтому в разных частях салона температура значительно различается. Например, при заданных 26 градусах – в ногах 29,2, а около подголовника переднего сиденья всего 22,8. Кстати, показания зависят и от температуры за бортом – предыдущие измерения получили при нуле, а когда столбик градусника упал до 10 градусов ниже этой отметки, салон не удалось протопить выше 20,6. Поэтому пусть вас не удивляет, что при заданных 20 или 22 градусах в мороз не жарко и в куртке: реальная температура внутри машины – 15–17. И учтите важный момент: если передвигаете регулятор температуры на один щелчок, изменение температуры идет плавно – например, около головы температура изменится на 2 градуса (и стабилизируется!) не раньше чем через 15–20 минут.

Благодарим автосалон «АвтоГЕРМЕС Северо-Восток» за предоставленные для замеров автомобили.

Подпишитесь на «За рулем» в

Отзывы о LADA Kalina (8)

— Средний автомобиль, подумайте перед покупкой.
LADA Kalina  2011
/ срок владения: более 5 лет

Достоинства:

Большой дорожный просвет, всеядная подвеска. Откатала со мной 128ткм, за 10 лет)))

Недостатки:

Не могу сказать, что очень ломучая, но новые запчасти не выдерживают и 1/3 того ресурса, который выдержали заводские элементы.

Комментарий:

Машина была в моих руках с января 2011г по май 2021г, за это время проехала 128 ткм. Было заменено или отремонтировано не по регламенту (т.е. сломалось неожиданно) - Родное литье очень мягкое и гнется варили один диск; - РХХ (регулятор холостого хода) не смогу посчитать сколько я их поменял после родного который отслужил почти 6 лет, новых мне хватало от недели до 1,5 лет (всегда с собой был новый про запас); - ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки) тут чуть лучше за 10 лет поменял штуки три, опять же родная деталь отходила около 6 лет. - Катушки зажигания индивидуальные (родные производства г. Новосибирск) во 2 и 4 цилиндрах остались родные, а в 1 и 3 были замены, в общем около 8 шт. нарывался на откровенную подделку БОШа. Чтобы избежать проблем с катушками зажигания нужно следить за зазором свечей зажигания, я для себя установил регламент замены свечей с заменой масла раз в 8-10 ткм; - термостат, замена 1 раз, но поломка была очень внезапная зима -28гр., а я греюсь до 100 гр. пришлось глушить а/м; - задние ступичные подшипники загудели в 16 ткм, запчасти после самостоятельной замены доездили до 128 ткм; - первые 4 года проблем не было, а за оставшиеся 6 лет, так и не смог победить завоздушивание системы охлаждения (из дефлекторов воздух холодный на хх, или еле теплый при оборотах от 2000 и выше, пока машина не прогреется 95-100 гр. и воздух не выскочит по большому кругу в р.бачек, но зимой этого можно и не дождаться) замена пробок р.бачка не помогала; - Самый большой секс состоялся на пробеге примерно108ткм при самостоятельной замене радиатора отопителя салона, до этого катался года два с легким запахом антифриза (при замене я проклял тех людей которые это придумали); - Генератор делал мне мозг последние года 1,5 (в родном были заменены щеточный узел на пробегах 65ткм, а 118ткм дополнительно и контактные кольца - результат "0" напряжение 13,7 В на горячую и под нагрузкой 12,9 В), заменил новым на 125ткм, результат "0", видимо где-то в другом месте проблема; - Родного АКБ хватило на 3,5 года; - Развалился обводной ролик привода ГРМ два раза, первый при пробеге 92 ткм (причем в 75ткм была регламентная замена комплекта ГРМ Gates с помпой ТЗА заказана с завода), второй при 126 ткм (тут я не готов сказать производителя, что там они поставили при ремонте не знаю, помпу тоже приговорили); - на 92 ткм. были заменены поршня на "безвтык", клапана и колпачки. - с пробега в 95 заметил жор масла, начал иногда постукивать один гидрик, когда уровень масла уходил к отметке min. (я думаю это сказался ремонт) - главное фиаско это кузов. После 7 лет обычной эксплуатации, полезли жуки сначала чуть-чуть, потом больше и больше, короче после зимы 2021г пришлось продавать ласточку https://photos.app.goo.gl/ohqPj58K8iLTPjPA6; P.S. Как видите проблем было достаточно, что-то мог забыть))) Но в целом в морозы заводилась, в дороге далеко от дома не ломалась.

+1