Ставим на учет. Волки и овцы

Ставим на учет. Волки и овцы

А здесь свои подводные камни и, не зная броду, можно надолго остаться пешеходом.

РАЗВЕДКА БОЕМ

Многочисленные истории о «хождении по мукам» в длинных коридорах власти неспроста вызывают дрожь у законопослушных граждан – ведь именно они чаще всего и попадают впросак. А подержанный автомобиль всегда выглядит подозрительно – по крайней мере в глазах многих прикомандированных к МРЭО «экспертов». Чтобы подстелить хоть какую-то соломку, не поленитесь сопровождать продавца, когда тот будет снимать машину с учета. Ведь не секрет, что, упростив жизнь себе, иные продавцы осложняют ее покупателям. Худший вариант – продажа по генеральной доверенности. Сегодня, когда налоги платит формальный владелец автомобиля, такое предложение выглядит особенно подозрительно. Большого криминала здесь может и не быть, а вот нарваться на нечитаемые номера агрегатов или ошибки в ПТС – сколько угодно.

Напомним, что покупателям пусть и древних, но когда-то дорогих моделей («Мерседес», БМВ, «Ауди», «Лексус» и т.п.) стоит непременно посетить дилерский техцентр. Зачастую там выясняется, что машина собрана буквально по кусочкам и родная у нее – только пробка бензобака. Заметим, порой такие авто вызывают проблемы не при постановке на учет, а позже – при пересечении границы или при крупном ремонте.

Закон обязывает зарегистрировать транспортное средство в течение пяти суток со дня продажи или пока не истек срок действия транзитных номеров. Учитывая темпы работы некоторых отделений МРЭО, до последнего дня лучше не тянуть. Впрочем, если у вас нет времени или желания общаться с представителями власти, за вас это может сделать любой знакомый, даже инспектор ГАИ – для представительства достаточно простой письменной формы и соответствующих документов (ПТС, полис ОСАГО, справка-счет или договор купли-продажи и паспорт владельца).

В принципе, не обязательно и присутствие автомобиля. По заявлению владельца в необходимых случаях (как правило, это неисправность транспортного средства) инспектор выезжает на осмотр ТС и составляет «Акт осмотра», который действителен 21 день. Такой акт можно составить и в другом МРЭО, а затем представить его в «свое» отделение. Так поступают те, кто покупает автомобиль и собирается пользоваться им вдали от места жительства: с актом осмотра ставят его на учет и возвращаются с номерами.

ОШКУРИВАНИЕ КАК ТОЧНАЯ НАУКА

Сегодня вокруг многих МРЭО выросла целая инфраструктура добрых услуг – за деньги. В простеньких бытовках прозябают бесценные специалисты: они готовы и заявление составить, и квитанции для банка заполнить, и даже их принять, не говоря уже о слесарях, которые и номер двигателя «ошкурят», и грязь с рамы отобьют, и даже демонтируют корпус воздушного фильтра для лучшего обзора номерного агрегата. Вот только как поставят?

Хотите пройти процедуру осмотра быстро и не запачкав рук – платите. Хотя по закону вы обязаны лишь представить автомобиль. Внешне чистый. Копаться в недрах силового агрегата – не ваша забота, равно как искать места расположения номеров. Впрочем, знать их все же полезно. Одному владельцу «Волги» пришлось на два месяца расстаться с ней из-за того, что инспектор при осмотре записал как номер двигателя… ряд цифр на головке цилиндров.

Впрочем, если вы или ваш автомобиль чем-то не приглянулись людям в погонах, найдется немало способов вас разлучить. Ведь если раньше слово инспектора было последним и лишь тогда в исключительных случаях он вызывал на подмогу эксперта, то сегодня они зачастую ходят парой. Инспектор ставит заветный штамп «учетные данные соответствуют», а эксперт – кормилец – тут как тут: светит фонариком – почисти, мол. Не сумеешь сам, подойди к «ребятам»! И вот вы уже на крючке.

Порой «эксперты» находят криминал в любой царапине на номерном агрегате. Например, могут принять номер отливки блока цилиндров заморского «Шевроле» за отсутствующий в документах номер двигателя. Словно невдомек им, что «Дженерал моторс» не нумерует моторы для внутреннего рынка. Приходится несколько недель ждать заключения настоящего специалиста, которому для этого даже машину смотреть не надо. Главный повод заподозрить вас в «подделке, сокрытии или уничтожении номеров» агрегатов – коррозия. Притчей во языцех стал «Moskvich 2141», VIN которого маркировался точками. Как правило, при попытке почистить номер слезала эмаль, обнажая рыхлую ржавчину безо всяких признаков маркировки. Страдает от коррозии и VIN, расположенный на полу (например, у «Форда-Эскорт» – под ногами переднего пассажира, у «Опеля-Астра» и «Дэу Нексия» – возле пассажирского сиденья). Достается номерам, расположенным на раме (вседорожники), но особенно эфемерны нанесенные краской (!) номера на раме «газелей». Что лучше – идти по долгому и тернистому, но честному пути криминалистической экспертизы или ступить на преступную тропу и обновить номер самому? Отказаться от соблазна непросто…

Коррозии номера двигателя особенно подвержены те авто, где он расположен по ходу движения – «копейка» первых выпусков, переднеприводные ВАЗы и «Ока», «Таврия», СААБ-9000, «Форд Эскорт», «Форд Мондео» и др. На многих отечественных авто он, однако, сохраняется лучше благодаря… потекам масла. Невредно защитить его термостойким антикором.

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

Если эксперт выявил «несоответствие», приготовьтесь к худшему: очереди на другую – «серьезную» экспертизу, затем (если там не выявят криминала) – к следователю за получением «отказа в возбуждении уголовного дела» и, наконец, к начальнику родного МРЭО.

Впрочем, явные ошибки в данных (вроде ВАЗ-7111) начальник МРЭО может исправить, не выходя из кабинета, своей властью. Это самый простой путь, но про него не стоит забывать.

Если же номер полностью или частично уничтожен, его новый облик появится на фотографии в ПТС и свидетельстве о регистрации ТС, только вот увидеть что-либо на крошечной мутной фотографии трудно. Особенно если она вклеена внутрь двойного листка техпаспорта. И кстати, даже это не избавляет от повторной экспертизы, поэтому мутные разводы ржавчины, видимо, тоже надо защищать!

Подпишитесь на «За рулем» в