Мы на трассе ралли

МЫ НА ТРАССЕ РАЛЛИ

Но для них есть еще и свои собственные правила и знаки. Они определены «Правилами организации и проведения ралли», утвержденными Российской автомобильной федерацией.

НА ДОРОГАХ ПРОСТЫХ

Пожалуй, первое, что видят пилот и штурман при выходе на старт – знаки контроля времени (КВ), на которых изображен секундомер. О приближении к зоне контроля информирует секундомер на желтом фоне (рис. 1а). Он предупреждает: примерно через 25 метров экипаж должен остановиться у такого же знака красного цвета (рис. 1) и получить отметку в контрольной карте (или иначе – карнете) о начале ралли. Еще через 25 метров автомобиль минует знак, напоминающий знакомый всем водителям «конец зоны всех ограничений», только на бежевом фоне (рис. 5). С этого момента экипаж выходит на трассу, которую предстоит преодолеть за определенное время.

В конце каждого дорожного сектора, пролегающего в основном по шоссе и дорогам общего пользования, находится такой же пост контроля времени, как и в начале. Напомним, что задача экипажа – преодолеть расстояние от КВ до КВ, уложившись в заданную заранее норму времени. Здесь все строго. Прибыть на каждый судейский пункт нужно точно в «свою минуту» – не быстрее, не медленнее. При этом важно не сбиться с маршрута – любое отклонение, и экипаж будет исключен из соревнований. Точность прохождения дистанции фиксируется в зонах контроля (КП), обозначаемых штемпелем. О вхождении в зону напоминает знак на желтом фоне (рис. 6а), а место для остановки отмечено красным знаком (рис. 6). О выходе из зоны говорит стандартный бежевый знак с косыми полосками.

На всем протяжении зон контроля – между знаками на желтом и бежевом фоне – запрещен любой ремонт и помощь. От начала зоны до места контроля (между желтым и красным знаками) экипажу нельзя останавливаться или преднамеренно двигаться с низкой скоростью. Затормозить можно только у знака на красном фоне и лишь на время, необходимое судьям для отметки в контрольной карте. После этого экипаж должен без промедления покинуть зону контроля.

ГОНОЧНЫЕ УЧАСТКИ

Поклонники ралли наверняка знают, что на дорогах общего пользования надо выдерживать заданную норму времени, а значит и среднюю скорость, при том, что нельзя нарушать ПДД. В общем-то это не проблема: организаторы ралли обычно задают лояльный скоростной режим. Основная трудность – в преодолении так называемых специальных участков (СУ), которые зачастую укладываются в отрезок от КВ до КВ. Здесь уже экипажу приходится мчаться во весь опор (СУ закрыты для движения обычных машин).

После финиша спецучастка можно остановиться и подсчитать, сколько еще до поста контроля времени и с какой скоростью теперь двигаться, чтобы выдержать требуемую среднюю скорость на всем секторе. Знак, предупреждающий о приближении к спецучастку, как нетрудно догадаться, – желтый: на нем изображен белый флаг (рис. 2а). Такой же флаг на красном фоне (рис. 2) обозначает зону контрольного поста – здесь получают отметку в карнете. Потом по сигналу судьи следует выезд из зоны, сопровождаемый стремительным разгоном.

Иногда, как уже сказано, старт спец-участка совмещают с зоной КВ. Тогда экипаж поступает так же, как и при въезде на обычный контроль времени. Через полсотни метров после отметки в карнете он встречает знак СУ на красном фоне. И здесь по сигналу судьи принимает старт с места. Выехать за пределы зоны контроля он обязан в течение 20 секунд после команды судьи.

Финиш спецучастка, естественно, несколько отличается от прохождения зоны КВ. Уже за 100 метров до него экипаж увидит предупреждающий знак в виде клетчатого флага на желтом фоне (рис. 3а), а затем пересечет линию со знаком, где такой флаг на красном (рис. 3). Финишируют на полном ходу, а затем через 100–300 метров обязательная остановка у красного знака «STOP» (рис. 4). Это зона контрольного поста, где получают отметку о прохождении СУ. Об окончании зоны информирует знакомый знак с черными полосками на желтом фоне.

[caption id="attachment_189773" align="aligncenter" width="150" caption="Начало заправочной

зоны.

"]

[/caption][caption id="attachment_189774" align="aligncenter" width="150" caption="Конец заправочной

зоны.

"]

[/caption]Назовем еще знаки, которые непосредственно связаны с безопасностью в ходе ралли. Заправочную зону, например, обозначает знак голубого цвета с топливораздаточной колонкой (рис. 7). Внутри этой зоны весьма строгие правила: скорость не выше 5 км/ч, экипаж должен быть готов в любой момент покинуть салон машины, а механики работают в несгораемых комбинезонах. О выезде из зоны заправки сигнализирует аналогичный знак голубого цвета, но с перечеркнутой колонкой (рис. 8).

На трассе специальных участков встречаются еще знаки радиопостов безопасности со стилизованной молнией на желтом (предупредительный) или голубом фоне (рис. 9, 9а). Они предназначены для оперативной связи со штабом ралли – с радиопостов сообщают об авариях, если таковые случаются. Обычно первый свидетель чрезвычайного происшествия – следующий экипаж. Он должен оказать первую помощь, оценить ситуацию и через очередной идущий по дистанции экипаж передать сообщение на пост безопасности, откуда и поддерживается связь с «большой землей». О приближении к посту медицинской помощи подскажет соответствующий знак на желтом или голубом фоне (рис. 10, 10а).

[caption id="attachment_189780" align="aligncenter" width="150" caption="Контроль

маркировки шин.

"]

[/caption]Есть еще два знака, предназначенных только для ралли: зона маркировки шин (рис. 11) и зона контроля маркировки (рис. 12). Сами знаки с изображенной на заднем фоне шиной – голубого цвета, а символы маркера или лупы на них – красного.

Чтобы постичь тонкости современного ралли, лучше всего стать его участником, но, даже ознакомившись с приведенными здесь текстом и фото, можно получить представление о том, что такое раллийные знаки, и узнавать их на фото в печатных СМИ, на экранах телевизоров, а то и на дорогах.

Подпишитесь на «За рулем» в