Бремя популярности

БРЕМЯ ПОПУЛЯРНОСТИ

К тому же I квартал повсеместно в мире считается провальным – народ тяжело отходит от череды зимних праздников и за серьезными покупками собирается только к началу весны. Это у них. А у нас реальность в очередной раз опровергла все правила и тенденции – продажи иномарок за первые три месяца превзошли аналогичный период прошлого года в 1,5 (!) раза.

НАШИ, ПОЧТИ НАШИ, НЕ НАШИ

Увы, как и в прошлые годы, мы не можем по итогам квартала сравнить продажи отечественных автомобилей и иномарок – такую отчетность «классические» российские производители по традиции представляют всего два раза в год. Поэтому для «наших» можно точно назвать лишь количество изготовленных машин, а цифру проданных – только приблизительную. Из-за этого мы сводим в таблицу лишь «иностранцев», зато всех – как изготовленных в России, так и ввезенных по прямому импорту.

Итак, согласно официальным данным, АВТОВАЗ в I квартале 2006 года увеличил производство по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3%, было выпущено 170 686 автомобилей «Лада». Всего за три первых месяца 2006-го на внутреннем рынке реализовано 138 тыс. автомобилей, что на 2,8% превышает продажи в тот же период 2005-го. Так-то оно так, но все равно четвертая часть выпущенных автомобилей в начале апреля еще была не продана! Надеялись на весенний ажиотажный спрос?

Собственно, на этом успехи традиционных отечественных производителей закончились; все остальные заводы сообщили о снижении выпуска. А вот «иностранцам» есть чем гордиться. Правда, в почти 50-процентном росте продаж большая заслуга «новых» отечественных производств: ведь львиная доля иномарок была собрана на территории России, Узбекистана и Украины!

Вот рапортуют: продажи автомобилей «Хёндэ» в России за первые три месяца этого года выросли в 1,5 раза и достигли почти 22 тыс. шт. Но при этом большая их часть (почти 11,7 тыс.) собрана на Таганрогском заводе. Самым популярным по-прежнему остается российский седан «Акцент» (8535 машин), корейский хэтчбек «Гетц» значительно отстает от своего собрата – с результатом 3161 автомобиль занимает в шкале успеха лишь 13-е место.

Еще одно «увы» (к счастью, единственное в адрес «новых» производителей) касается российско-американского СП «GM-АВТОВАЗ». За январь–март 2006 года здесь выпустили 9661 автомобиль – на 28,3% меньше, чем годом раньше. При этом с января по апрель продали 9165 автомобилей – 9 тысяч вседорожников «Шевроле Нива» и 165 седанов «Вива». Похоже, спрос на совместное детище – «Ниву» быстро падает; о причинах охлаждения мы писали уже неоднократно. И появление долгожданной «экспортной» версии за 19,2 тыс. долл., по нашему мнению, вряд ли серьезно подогреет интерес к модели. Слишком долго ее ждали, да и цена не радует…

Тем временем Запорожский автозавод наращивает экспорт в Россию своего «Шевроле Ланос». Перелицованная «кореянка» made in Ukraine расходится в нашей стране на ура: ее впервые показали россиянам в ноябре-декабре, а уже в феврале ежемесячные продажи перевалили за 2 тысячи штук.

Очень сложно логически объяснить всплеск в I квартале спроса на автомобили из Узбекистана. «УзДэуАвто» в январе–марте продало в России свыше 15 тыс. машин, а модель «Дэу Нексия» неожиданно вышла на первое место в рейтинге популярности, поднявшись сразу на три позиции!

Продажи компании «Форд» росли в строгом соответствии с планами и достигли 15 950 автомобилей. Американцам тут планировать легко: ведь основные объемы «выбираются» за счет одной, но очень популярной модели «Фокус», которую собирают в Ленинградской области. Сколько сделали – столько и продали; очередь-то по-прежнему на три-четыре месяца. В итоге общий рост по сравнению с I кварталом 2005 года – 85%.

Таким образом, благодаря прежде всего российской (или «эсэнговской» сборке) четверка лидеров занимает 42% всего рынка новых иномарок. Почти 13% продаж приходится на долю компаний «Рено» и КИА (8-е и 9-е место в рейтинге), которые наладили сборку в Москве, Ижевске и Калининграде. «Тойота» (№ 5) уже строит завод в Санкт-Петербурге, «Ниссан» (№ 9) и «Фольксваген» (№ 11) вот-вот подпишут соглашение о промсборке.

Нужны еще какие-то аргументы в пользу открытия новых заводов?

ЗА ЖЕЛТОЙ МАЙКОЙ

Если в первой десятке компаний-лидеров перемен практически нет, то в рейтинге популярности моделей довольно много изменений. Одни увеличили армию своих поклонников, популярность других пошла на убыль – тяжкое это бремя…

[caption id="attachment_190251" align="aligncenter" width="150" caption="САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ НОВЫЕ ИНОМАРКИ В РОССИИ ПО ИТОГАМ I КВАРТАЛА 2006 ГОДА

* По оценке ЗР; компания «Форд моторс СНГ» дает лишь общую цифру продаж моделей «Форд-Фокус» и «Форд-Фокус С-max» (11 025 шт.).`

"]

[/caption]Обогнав российско-американский вседорожник «Шевроле Нива» (многолетний лидер скатился сразу на четвертую позицию), а также «Мицубиси Лансер» и «Форд Фокус», вершину пьедестала вновь заняла «Дэу Нексия». Сколько лет подряд этой заслуженной модели предрекают забвение, а она вдруг бьет рекорды продаж! В I квартале 2006 года куплено почти 11 тысяч этих автомобилей; реализация по сравнению с IV кварталом прошлого года выросла на 44,3%. Следующий всплеск интереса к «Нексии» намечается на осень, когда компания «УзДэу» обещает вывести на рынок обновленный вариант. Вслед за «узбечкой» идет российский «Форд Фокус». «Мицубиси Лансер» «съехал» со второго места на третье. Причем, если сравнивать с I кварталом 2005 года, то нынче модель продавалась лучше (+27%), а если с IV кварталом – то куда хуже (–25%). Снизились и продажи основных конкурентов – «Ниссана-Алмера» и «Тойоты-Королла», которые тоже опустились на два-три места вниз. Объяснения тому простые – модели не самые новые, не самые дешевые, а в спину дышат конкуренты, собранные в России и на Украине. Впрочем, уже не дышат – обогнали: «Рено Логан» из Москвы ныне на 5-м месте, а «Шевроле Ланос» из Запорожья – на 6-м. Поднялся на один пункт «Хёндэ Акцент» из Таганрога; еще несколько месяцев – и он может обойти «Лансер». Тогда все верхние строчки в рейтинге будут занимать исключительно модели, собранные в пределах СНГ.

Несколько моделей выбыли из первой десятки – по самым разным причинам. Скажем, у «Тойоты-Кэмри» в эти месяцы как раз прошла смена поколений – соответственно, темпы продаж замедлились. «Mazda 3» пробыла в первой десятке всего один квартал и откатилась на 12-е место. Ее покупатели тоже, видимо, ждут рестайлинговую версию, которая появится уже летом. На четыре места вниз (сразу на 13-е) «уехала» корейская модель «Хёндэ Гетц» (на 15% ниже, чем в последнем квартале 2005-го). Видимо, стала дороговатой. Но есть и другая причина: поджимают модели, собираемые в странах СНГ. Десятое место вновь занимает узбекский «Дэу Матиз», а на 11-м – ижевская «КИА Спектра» (за квартал продано 3950 автомобилей). Так три японские модели гольф-класса оказались со всех сторон зажаты «нашемарками». Глядишь, еще годик-два – и выдавят вчерашних любимцев во вторую десятку. Если их не начнут тоже собирать в России. Ведь сейчас это одно из основных условий, чтобы оставаться популярной моделью…

ПРОДАЖИ ИНОМАРОК ЗА ПЕРВЫЕ ТРИ МЕСЯЦА ПРЕВЗОШЛИ АНАЛОГИЧНЫЙ ПЕРИОД ПРОШЛОГО ГОДА В 1,5 (!) РАЗА.

Подпишитесь на «За рулем» в