Алкогольная зависимость

АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Для шведской столицы в Питере наладили выпуск городских автобусов «Скания Омни Линк», работающих на этаноле.

Автобус, готовый к отправке на историческую родину, снаружи отличает обязательно красная расцветка кузова, а внутри – большее, чем у нас, внимание к инвалидам. Средняя дверь оборудована электрогидравлическим подъемником для инвалидных колясок, а в салоне откидные сиденья для сопровождающих.

В отличие от Бразилии, где хоть и есть собственная нефть, все же с конца 70-х годов этанолом заменяют бензин в карбюраторных моторах, шведская «Скания» «заспиртовала» дизельный. Когда она переводила на природный газ двигатель DC9, из дизеля создали, по сути, мотор с искровым зажиганием и внешним смесеобразованием (ЗР, 2006, № 2). Казалось бы, вот и основа для этаноловой модификации. Ан нет: циклу Дизеля не изменили, заставили спирт с воздухом смешиваться в цилиндрах и воспламеняться от сжатия. Однако тяжелее всего пришлось топливной аппаратуре. В отличие от солярки, спирт лишен смазывающих свойств, и, чтобы прецизионные детали ТНВД сохраняли работоспособность, к спирту подмешивают экологически чистое рапсовое масло.

Собственно, ради экологии и замены нефти этот перевод и затеяли. В Европе осуществляют программу по значительному увеличению доли альтернативного горючего на транспорте с нынешних 5%. Шведы здесь в лидерах: к 2020 году планируют полностью отказаться от углеводородного топлива. В дело идут зерно, картофель, кукуруза, сахарный тростник, морские водоросли, да хоть апельсиновые корки и ботва. Биомасса – концентрат солнечной энергии. Так что фермеры, как сейчас нефтяники, будут гарантированно обеспечены работой. Шведы говорят, что после декабря 2005 года к горилке как топливу стали присматриваться власти Украины. Сахарной свеклы там полно – значит, спирт будет, осталось придумать, чем смазывать плунжерные пары.

Россия до употребления спирта в чистом виде дойдет не скоро. Но смешивать «коктейли» в Москве уже планируют, а в Липецкой и Волгоградской областях собираются построить заводы по выпуску биоэтанола.

НАША СПРАВКА

Бензоспиртовые смеси успешно применяли еще в начале ХХ века в автоспорте на двигателях с высокой степенью сжатия. Октановое число спирта 100–105 единиц, но расход выше почти в 1,5 раза из-за меньшей теплотворной способности. Одними из первых серийных автомобилей, работающих на спирте, были модификации «Форда-Т». Ныне наследники Генри Форда заправляют спиртом модификацию «Фокуса». И не они одни. На европейский и южно-американский рынки поставляют «спиртомобили» «Фольксваген», «Тойота», GM, «Ситроен». Теперь к ним присоединился СААБ с моделью «9-5 Аэро», при этом мощность двигателя выросла на 20%, крутящий момент – на 25%.

В Швеции биоэтанол на четверть дешевле бензина, в других странах соотношение иное. В Бразилии платят еще меньше, в Германии – чуть дороже. Выгоду от эксплуатации таких автомобилей создают уменьшением налогов и возможностью бесплатных парковок в городах.

Подпишитесь на «За рулем» в