Жидкая диета

ЖИДКАЯ ДИЕТА

Заметного эффекта можно достичь и другими путями – например, использованием энергосберегающих масел.

ТРЕНИЯ СТОРОН

Конечно, моторное масло не в состоянии улучшить смесеобразование или снизить так называемые насосные потери (сопротивление газам на впуске и выпуске), поэтому вся экономия достигается за счет снижения потерь на трение между деталями двигателя. Здесь можно выделить два граничных режима смазки: гидродинамический, когда детали разделяет сравнительно толстый «масляный клин», и граничный, когда толщины масляной пленки недостаточно, чтобы исключить контакт их поверхностей.

Первый режим возникает, например, в подшипниках скольжения коленчатого и распределительного валов. Второй – в парах «кулачок-толкатель» и «поршень-цилиндр» вблизи мертвых точек, когда скорость перемещения поршня невелика. Для каждого режима – свой механизм «энергосбережения».

Потери в гидродинами-ческом режиме снижают, уменьшая вязкость масла – в основном при низких температурах, где она заведомо избыточна. Этому способствуют маловязкая основа и специальные загущающие присадки. Кроме того, вязкость такого масла падает с увеличением скорости относительного перемещения деталей, когда масляный клин и так хорошо держит нагрузку.

Трение в граничном режиме снижают добавлением модификаторов: твердых (графит, дисульфид молибдена) или жидких химических соединений, образующих на поверхности металла антифрикционное покрытие.

ЧИСТАЯ ЭКОНОМИЯ

Энергосберегающие свойства моторного масла указаны в его маркировке. Согласно классификации API (American Petroleum Institute), такие масла обозначаются буквами ЕС (Energy Conserving) или FE (Fuel Economy) после категории эксплуатационных свойств: например, SАЕ 5W-30 АРI SL/СG-4 ЕС. Римские цифры после букв указывают на степень «экономичности» по сравнению с эталонным маслом 15W40: ЕС I (или просто ЕС) – до 2,7%, ЕС II – свыше 2,7%. В классификации АСЕА 2002 года энергосберегающие масла выделены в отдельные категории: А1-02 и А5-02 для бензиновых двигателей и В1-02 и В5-02 для дизелей легковых автомобилей и легких грузовиков. По сравнению с эталонным маслом они должны обеспечить уменьшение расхода топлива не менее чем на 2,5%. Реальная экономия зависит от режима движения и температуры. В городе она колеблется в пределах 3–5%, на шоссе – 1,5–2%. Зимой снижение расхода еще заметнее. А применение таких масел в трансмиссии дает дополнительный выигрыш в 2–2,5%.

Итак, при среднем расходе топлива около 10 л на 100 км и цене литра бензина 20 рублей удается сберечь за 10 000 километров пробега от 600 до 1000 рублей, что с лихвой покрывает разницу в цене между обычным и «энергосберегающим» маслом. Конечно, при условии, что двигатель не ест его литрами! Не забудем и то, что сожженное даже в современном двигателе топливо загрязняет атмосферу. Поэтому «зеленое» масло бережет не только деньги, но и воздух, которым дышим.

Впрочем, такие масла подходят не для всех двигателей: в старых моторах, рассчитанных на более вязкие смазочные материалы, они могут способствовать повышенному износу деталей. То же относится и к агрегатам трансмиссии. Поэтому не помешает свериться с инструкцией по эксплуатации.

Подпишитесь на «За рулем» в