Живой период

ЖИВОЙ ПЕРИОД

На удивление радужным и безоблачным получился дебютный сезон у новорожденной гоночной серии А1. Безусловно, шейх Мактум аль Мактум выдал неплохую идею: проводить гонки на теплых южных трассах в «мертвый» для европейского кольца период с октября по апрель. Но идея ведь могла и отпугнуть именно оригинальностью.

Ничего подобного не произошло – все ведущие гоночные державы мира сочли за честь выставить национальные команды в серии A1 Grand Prix, провозглашенной неофициальным Кубком мира среди наций. Да еще наверняка с коммерческой выгодой. Не секрет, что в гонках можно не только тратить средства, но и хорошо зарабатывать – за счет спонсоров.

Особых накладок не было и в организации серии. Британская фирма «Лола» еще за полгода до старта турнира изготовила 50 болидов, оснащенных 520-сильными двигателями «Зитек V8». Владельцы трасс были в восторге, получив еще одну возможность продать билеты, снедь, напитки и сувениры десяткам тысяч зрителей. Правда, чуть не сорвался этап в калифорнийской Лагуна-Сека – ураган повредил коммуникации знаменитого американского автодрома. Но все успели починить к началу тренировок. Да иногда возникали проблемы с запчастями – командам даже приходилось одалживать детали друг у друга, что для серьезного чемпионата «не есть хорошо».

Тем не менее двадцать команд откатали всю программу серии, еще пять выступали, что называется, от случая к случаю. Среди последних и российская: оплативший наши старты инвестор (ITERA) проверил силы четверых пилотов (Алексея Васильева, Михаила Алешина, Романа Русинова, Александра Тюрюмина) на трех этапах, тем и ограничился. Сенсация: команды столь передовых в гоночном деле стран, как США, Германия и Италия, ничего дельного не показали и не вошли даже в первую десятку на финише! Немцы могут оправдаться тем, что выставили совсем молодых, малоопытных гонщиков. Но США-то представляли Скотт Спид и звезда американских гонок Брайан Херта, а за Италию стартовал Энрике Токкачелло. А ведь Спид и Токкачелло – пилоты очень высокого уровня, постоянные участники и лидеры серии GP2. Кстати, итальянец нам хорошо знаком – несколько лет назад выигрывал этапы чемпионата России формулы 3 в составе московской команды «Арт-Лайн Инжиниринг». Воистину, тесен мир!

A1 Grand Prix удачно совместила в себе лучшие черты европейских и американских гонок. У американцев позаимствовали, в частности, упор на солидный призовой фонд и строгий учет, кто сколько заработал за сезон (в Европе, как известно, цифры такого рода скромно скрывают). На каждом из 11 этапов разыгрывали по миллиону долларов наличными! В итоге французы Александр Према и Николя Лапьерр, выступавшие поочередно, заработали почти по миллиону долларов. А швейцарец Нил Яни, проведший почти все гонки, и того больше – 1 060 000, и это пока рекорд серии. Для тех, кто делает гоночную карьеру в Европе (а таких большинство), это уникальный шанс: фактически в ходе «мертвого периода» можно собрать бюджет на летнюю кампанию!

Кроме молодых гонщиков, еще не успевших стать звездами, гонки А1 привлекли и весьма именитых. На старт регулярно выходили бывшие пилоты формулы 1 – голландец Йос Ферстаппен, малайзиец Алекс Йонг, ирландец Ральф Фирман, бразилец Кристиан Фиттипальди. Побывали здесь и сыновья чемпионов мира – юные Матиас Лауда и Нельсиньо Пике.

Столь успешное частное начинание не могло остаться без внимания ФИА. Международная федерация, узрев, что и зимой можно проводить доходные гонки, крепко задумалась. В самом деле, многие команды серии GP2, которую патронирует ФИА, в межсезонье временно переметнулись в конкурирующую А1 – непорядок! «Конюшня» DAMS обеспечивала техническую поддержку команде Франции, а чемпион GP2 команда «Арден» – Великобритании. Еще участвовали в А1 «Астромега», «Супернова» и другие менее известные. Теперь ФИА вынашивает планы учредить для команд GP2 некое зимнее первенство по тому же принципу – на теплых южных трассах. Но тут пока что многое вилами по воде, а организаторы А1 Grand Prix уже назвали дату старта второго сезона.

Подпишитесь на «За рулем» в