Формула-1: Богатые и бедные

Новый регламент поделил команды на бюджетные и внебюджетные, и для каждой группы свои правила игры. У кого преимущество? Вопрос изучает Максим Вольнов.

ДИСКРИМИНАЦИЯ

Если бы не кризис, то на ограничение затрат суммой 40 млн. фунтов в год, предложенное ФИА, возможно, никто и не пошел бы. Трудно представить, как можно добиться успеха в современной Формуле-1, располагая лишь такими деньгами. Для сравнения: в предыдущие годы у большинства команд бюджет переваливал за 100 млн., а рекордсменом долго была «Тойота», чьи расходы достигали 200 млн. фунтов.

Но не только победы ценны. Каждая команда – акционерное общество, призванное приносить прибыль. А самая важная статья дохода команды – спонсорские вложения. Нереально собрать со спонсоров 50 или 100 млн., если они точно знают, что весь годовой бюджет меньше! Поэтому, скорее всего, «бюджетники» будут жить в режиме строгой экономии. Смогут ли они при этом показывать высокие результаты – отдельная тема.

«Мерседес GP» презентовал новую машину в музее «Мерседес-Бенц» в Штутгарте. Между прочим, раньше, чем все топ-команды!

НЕПОВТОРИМЫЙ «БРАУН»

Прошлогодние достижения команды «Браун GP» впечатляют. С бюджетом порядка 50 млн., почти без спонсоров, уволив треть персонала, выиграла оба титула! Выходит, можно и за сравнительно малые деньги получить желаемое? При каких-то условиях – да. «Браун» возник не на пустом месте: завод, пилотов и машину для сезона-2009 ему дала мощная, богатая заводская команда «Хонды».

У новичков – команд «Кампос», «Вирджин», US F1 и «Лотос» – попросту нет такой технической базы. «Лотос» – имя для Формулы-1 знаковое, в 1960–1970-е команда выиграла 13 титулов. Но «Лотос» сегодняшний – это всего лишь новостройка на скромном фундаменте команды Формулы-3, выкупившей права на бренд Team Lotus у Дэвида Ханта (брат чемпиона мира 1976 года Джеймса Ханта). Трудно понять, насколько тесна ее связь с британским производителем машин «Лотос карс», который принадлежит малайзийскому «Протону». В любом случае ни у «Лотос карс», ни у «Протона» нет свежего опыта выступлений в гонках такого уровня, а это большой минус.

Россиянин Виталий Петров (справа) стал пилотом «Рено F1»! Дебютируют в Формуле-1 также новый хозяин этой команды Жерар Лопес и директор Эрик Буйе, ранее работавший в серии GP2 (DAMS). Россиянин Виталий Петров (справа) стал пилотом «Рено F1»! Дебютируют в Формуле-1 также новый хозяин этой команды Жерар Лопес и директор Эрик Буйе, ранее работавший в серии GP2 (DAMS).

ПЛАТА ЗА СВОБОДУ

Все четыре команды-новичка получили по 10 млн. «подъемных» (по сути, стоимость комплекта моторов на сезон), бесплатную транспортировку двух шасси и десятка тонн груза на каждый из этапов за пределами Европы. А все «40-миллионные» команды – ряд технических послаблений. У них нет лимита используемых в сезоне моторов и коробок передач (у «богачей» – не более восьми двигателей и одна коробка передач на цикл из четырех гонок подряд). Что касается тестов на трассах и в аэродинамических трубах – без ограничений!

Но это мнимая свобода, ведь моторы с неба не падают. Если на каждом этапе (а их девятнадцать) использовать новый мотор, не хватит денег на коробки! Команды «Лотос», «Вирджин» и «Кампос» пропустили февральские тесты в Валенсии. А «Вирджин» вообще применила инновационные технологии и испытывала машину только в цифровом, компьютерном виде. Вот вам и «тесты без ограничений»!

МОТОРНАЯ ЗАГАДКА

Четырехлетний мораторий на совершенствование двигателей еще действует. Поэтому явление нового двигателя «Косворт» – событие! Использовать его будут четыре новичка плюс «старичок» «Вильямс», все – из бюджетного клана.

«Косворт» – моторостроительная фирма с давними гоночными традициями, ее двигатели выиграли 176 Гран-при (последний – в 2003-м). Но насколько удачным вышел новый мотор, не знает никто. В то же время на двигатели «Косворт» не распространяется ограничение максимальных оборотов (18 тыс. в минуту), и они могут оказаться чуть мощнее, чем «Феррари» или «Мерседес». Замкнутый круг: повышение оборотов – это падение надежности, а частые поломки – увеличение расходов. И как заранее учесть, сколько моторов сгорит за сезон?

«БМВ Заубер» сохранила название, хотя БМВ к этой команде теперь не имеет отношения. Пилоты тоже другие: Педро де ла Роса и Камуи Кобаяши.

ПРЕДПОЧТЕНИЕ – ЧАСТНИКАМ?

Из всех новичков «Лотос» выглядит самым респектабельным: сильная пара пилотов (Ярно Трулли и Хейкки Ковалайнен), технический директор – Майк Гаскойн, экс-конструктор «Джордана», «Бенеттона», «Тойоты». Но все же, как ни крути, до комбинации Шумахер – Росберг – Браун («Мерседес GP») или Феттель – Уэббер – Ньюи («Ред Булл») даже «Лотосу» очень далеко.

Это не тесты, а небольшое шоу, устроенное в Канаде. Себастьен Буэми за рулем «Ред Булла», обутого в шины с шипами, проехал по обычным дорогам.

У богатых – лучшие конструкторы и лучшие пилоты. У бедных – небольшое техническое превосходство, которое наиболее полно способен реализовать, скорее всего, «Вильямс» – старожил Формулы-1 с хорошо оснащенной фабрикой и опытными инженерами.

Курс ФИА на поддержку частных команд не всем нравится. Заводские команды уходят. В недалекой перспективе – переход всех команд на одинаковые «косворты», что вызывает бурное негодование «Феррари». А «Мерседес» спокойно создает новую (и совсем не бюджетную) команду, словно заранее знает, кому достанется титул.

Подпишитесь на «За рулем» в