«общий путь» без помех

«ОБЩИЙ ПУТЬ» БЕЗ ПОМЕХ

[caption id="attachment_191136" align="aligncenter" width="150" caption="Электроуправляемая форсунка

для дизеля.

"]

[/caption]Нынче даже отъявленные конкуренты признали достоинства форсунок системы «коммон рейл» – очень компактных, с высоким быстродействием (фото 1). Но и цена – по товару: до 400 у.е. за штучку. Говорят, форсунки не менее долговечны, чем ТНВД, лишь бы качество топлива не подвело. Ремонт форсунок не предусмотрен, но если повезет, то можно купить к ним распылители. Требования к точности дозирования топлива высочайшие, так что полагаться только на качество их изготовления, хотя бы и исключительное, нельзя – пропускная способность отверстий все равно не одинаковая. Значит, контролировать равномерность подачи придется блоку управления двигателем. А чтобы упростить ему задачу, каждая изготовленная форсунка проходит тарировку на стенде и получает свой код, нанесенный на корпус. Код форсунки при помощи сканера вводят в память ЕДС, и она адаптируется к конкретному двигателю.

Здесь пора информировать самодеятельных ремонтников: меняя форсунки, обязательно ставьте новые уплотнительные шайбы! Прежние уже деформированы – сэкономив на них копейки, вы рискуете прожечь головку блока.

По мере увеличения пробега форсунки загрязняются – время от времени их стоит почистить. Владельцы бензиновых двигателей с этим давно освоились. А чем хуже владельцы дизелей? На «коммон рейле» промыть форсунки проще, чем на бензиновом двигателе, – дорогое оборудование не требуется. Штатный подкачивающий насос сам будет подавать моющую жидкость в ТНВД, но учтите, что здесь она особая – это не аналог «бензинового» сольвента. Итак: разъединяем магистраль между подкачивающим насосом и баком. Отрезок гибкого шланга одним концом подсоединяем к насосу, другой погружаем в емкость с сольвентом для дизелей. Сливную магистраль (обратку) тоже разъединяем и погружаем в емкость с сольвентом. Пускаем двигатель. Обычно для промывки форсунок достаточно одного флакона (около 1 л) очистителя. Напоследок остается лишь заменить топливный фильтр.

Как и для бензиновых двигателей, некоторые фирмы предлагают простейший способ промывки – составами, которые заливают прямо в бак. Разбирать ничего не надо. Но если пробег автомобиля до промывки большой, простота может здорово навредить: грязь, наросшая на стенках бака, в топливных магистралях и т.д. (и не особенно мешавшая хозяину!) покинет привычные места и двинется к топливному фильтру, форсункам и т.п. В результате работа двигателя не только не улучшится – он может потерять мощность, даже заглохнуть и не запускаться. Кончится такой «опыт» демонтажем топливного бака, разборкой и очисткой всей топливной системы.

Когда мотор работает, блок ЕДС непрерывно анализирует показания датчика положения коленвала (фото 2), отслеживая «вклад» каждого цилиндра в работу двигателя по изменению углового ускорения – и при необходимости меняет как момент впрыска, так и дозу топлива для того или иного цилиндра. В этом своем выборе блок управления одновременно опирается и на сигналы датчика фазы (положения распредвала) (фото 3). Результат – более равномерная и эффективная работа дизеля при минимальном расходе топлива.

Количество воздуха, участвующего в процессе сгорания, контролирует датчик массового расхода (фото 4). В бензиновых двигателях ДМРВ почти такой же, но различий достаточно – попросту, тот и другой невзаимозаменяемы. «Дизельный» вполне надежен, а если и страдает, то чаще всего от бомбардировки твердыми частицами пыли или маслянистых отложений. Когда он загрязнен, начинает врать – параметры искажаются, динамические, скоростные и «расходные» характеристики машины ухудшаются. Иногда помогает очистка измерительного элемента (процедура тонкая), а если нет, тогда не миновать покупки нового, что обойдется в 200–400 у.е. В российских условиях не резон экономить на воздушных фильтрах: меняйте почаще, с интервалом хотя бы 7–8 тыс. км, – глядишь, ДМРВ прослужит дольше.

ГРМ дизелей приводится так же, как бензиновых, – например, зубчатым ремнем (иногда довольно непредсказуемым!). Нынче многие фирмы отдают предпочтение цепи. Последнее обстоятельство порой и подводит людей, наивно полагающих, что про цепь можно забыть. Подстраховывая легкомысленных, блок управления следит за показаниями датчиков положения коленчатого и распределительного валов. Выявив чрезмерное расхождение, определит, что цепь и звездочки изношены, и зафиксирует ошибку.

Встроенная система диагностики строго следит за исправностью датчиков и исполнительных механизмов и порой запрещает пуск двигателя. Например, при отказе датчиков положения коленчатого и распределительного валов или при отключенном питании хотя бы одной форсунки. Случись это на работающем двигателе – он остановится.

Для уменьшения вредных выбросов в выпускной системе дизеля устанавливают нейтрализатор либо сажевый фильтр. Срок их службы, по дизельным меркам, скромен – 80–100 тыс. км пробега. Первые признаки неблагополучия – падение динамики автомобиля и черный выхлоп. Цены на эти узлы заоблачные, до 1000 у.е. – очевидно, они не пугают только убежденных поборников экологии! Вряд ли эту политику цен можно приветствовать, ведь продвинутые любители дизеля просто удаляют отслуживший элемент (фото 5). Тут, заметим, есть тема для разговора. Во-первых, начинку нейтрализатора выбрасывают порой сгоряча – той, что на фото, еще служить бы… Во-вторых, поставив на место пустой корпус, есть шанс нарваться на ухудшение работы дизеля – в том случае, когда сопротивление выпускной системы было изначально учтено при настройке двигателя. Теперь оно исчезло и оркестр играет вразнобой, к тому же звук выхлопа звонче, уха не ласкает.

Другой популярный вариант – поставить вместо нейтрализатора или сажевого фильтра проставку-пламегаситель, чье сопротивление близко к исходным вариантам. Акустические характеристики системы почти не меняются. Такие проставки продаются в специализированных магазинах, торгующих деталями выпускной системы. В России дизельных легковых машин еще очень мало, а потому не ломятся от запчастей к ним полки магазинов. Ситуация постепенно меняется к лучшему – ведь моторизованная публика уже наслышана о достоинствах экономичного дизеля «коммон рейл», в том числе о его передовой системе самодиагностики. Она облегчает жизнь и владельцу, и специалистам сервиса, помогая им квалифицированно обслуживать машину.

Подпишитесь на «За рулем» в