Доской по радио

Доской по радио

Информационные табло стали использовать на гонках еще в начале прошлого века. Щит с кратким сообщением в руках механика был для пилота единственной возможностью узнать в пылу борьбы, на каком он месте и как далеко его ближайшие соперники. Но самое любопытное – даже сейчас, когда радиосвязь стала обыденной, наряду с ней в кольцевых гонках применяют и старомодные информационные доски. Или иначе – пит-борды (от английского pit board или pit signal board).

Если разобраться, в этом нет ничего удивительного. Всю необходимую информацию пилоту можно сообщить по рации, но, как говорил известный американский гонщик Кэрол Смит: «Не могу понять, почему мы без проблем связываемся с космонавтами на Луне или с подводной лодкой на дне океана, но никак не можем обеспечить надежную связь с машиной, которая находится в зоне прямой видимости?».

Похоже, простейшие средства сигнализации и впрямь еще долго будут надежнее сложных электронных систем. Не стоит при этом забывать и о специфике гонок. Пилот максимально сконцентрирован на управлении болидом и борьбе с соперниками, а потому информация типа «отставание от лидера одна целая тридцать семь сотых, быстрый круг – пятый» на слух воспринимается с трудом. В напряженной ситуации пилот может запросто не расслышать и команду заехать в боксы. К тому же, в конце концов, на некоторых соревнованиях радиосвязи нет в принципе (как в картинге) либо она запрещена.

И тут без пит-борда не обойтись. Производятся они под известными марками – например, Sparco, OMP и другими – в различном исполнении. Бывают трех- или четырехстрочными. Минимальный комплект, помимо самого табло, включает набор из 24 символов, а более продвинутые – из 36 или 42. Полная «азбука» состоит из группы цифр (от 0 до 9) в трех экземплярах, букв L, P, C и ряда специфических знаков.

Какую же информацию может показать механик пилоту с помощью примитивных комбинаций символов и цифр? На самом деле – всю самую необходимую. В квалификационном или тренировочном заезде наборное табло сообщит время прохождения круга, а также на сколько «соток» в ту или иную сторону этот результат отличается от самого лучшего или предшествующего.

Правда, как правило, гонщик узнает данные о предыдущем круге лишь в конце текущего. Почему так? Механик, демонстрирующий пит-борд, обычно располагается на старт-финишной прямой, рядом со створом, при прохождении которого и засекают время. А пока команда набирает данные на табло, гонщик успевает проехать следующий круг. В ходе гонки пилот узнает, на каком он месте, на сколько отстает от впереди идущего и на сколько опережает ближайшего преследователя.

По предварительной договоренности и в зависимости от ситуации на трассе время может быть показано либо двузначным, либо трехзначным числом – в целых и сотых долях секунды. Еще пилоту можно показать, через сколько кругов он обязан заехать в бокс (символ IN) или на дозаправку (табличка FUEL). Если пит-борд позволяет, то внизу указывают количество кругов до финиша (как правило, сколько осталось, а не сколько пройдено). Кстати, как уже сказано, даже в самом полном комплекте цифры лишь в трех экземплярах. Но, допустим, пилот идет на 11-м месте, его отставание – 1,33 секунды, на дозаправку ему нужно заехать через 13 кругов, а до финиша остался 31 круг? Нет проблем: в дополнение к штатному комплекту можно приобрести еще один набор символов.

О том, что информация на пит-борде относится именно к нему, пилоту сообщает табличка с фамилией, стартовым номером или каким-либо символом в верхней части доски.

На соревнованиях высокого уровня (формула 1, DTM, WTCC и т.д.) в этом нет надобности: вдоль пит-лайна расположены посты управления команд и каждый окрашен в фирменный цвет. Гонщику достаточно взглянуть на «свой» пост и получить визуальную информацию. Чтобы первый и второй пилоты команды не запутались в показаниях, можно заказать символы разных цветов.

Подведем итог. Несмотря на стремительное развитие информационных технологий, старые и простые способы сигнализации не изжили себя – их полезно знать не только пилотам и персоналу команд, но и зрителям.

Подпишитесь на «За рулем» в