Счастливого пути?

Счастливого пути?

Не реже чем раз в год ГИБДД и РЖД проводят совместные рейды «Внимание, переезд!», но эффект, увы, незаметен: число ДТП на переездах не уменьшается. По официальным данным, в 95% всех таких происшествий виноваты водители.

Цель нашего очередного рейда – познакомиться с тем, как обстоят дела на этих самых переездах. Вместе с фотографом отправляемся в Подмосковье. Наша первая остановка – на Можайском шоссе.

«ДА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ТУТ ТАКОЕ!..»

На часах 9 утра. Электричка, лихо посвистывая, проносится мимо нас в сторону столицы. Затем следует поезд в обратном направлении. Пока у одних участников движения «зеленая улица», другие, сжав руль, всматриваются вдаль – стараются не пропустить того волшебного момента, когда шлагбаум взлетит ввысь. Огромные металлические щиты, именуемые «устройством заграждения переезда» (УЗП), с лязгом падают: транспортный поток тут же оживает и, «газанув», в едином порыве устремляется в Москву.

Все пока чинно и мирно. Никто на «встречку» не выезжает, истошно не сигналит, требуя для себя привилегий. Но вот опять резко тренькает сирена, светофоры замигали красными огнями – с обеих сторон опускаются шлагбаумы.

Есть здесь, на железной дороге, какая-то своя интрига: смотритель переезда появляется на крылечке своего домика, флажок в руке, рядом на веревочке – сигнал. Гудит сирена, заглушая на время веселый щебет подмосковных птах, и мимо пролетают вагоны, вагоны… Те, кто за рулем, ждут своего часа. Суетиться бессмысленно, тем более что в обе стороны всего-то по одной полосе. Но вот негласный мораторий нарушен: последнее место в очереди не устраивает чиновничье-черный «Пассат», и он, объезжая всех, останавливается у плит УЗП, тоже став первым, но уже на «альтернативной основе». Не успевают еще щиты заграждения коснуться земли, шлагбаум только готовится, говоря словами поэта, «пронзить тугую высь», как «Пассат» просто срывается с места (чтобы избежать лобовой атаки) и победно перемахивает через рельсы, устремляясь в сторону Москвы.

– И часто так? – интересуюсь у смотрительницы переезда.

– Да каждый день тут такое!.. – сердито отвечает женщина. – Уже и семафор с белого на красный переключился, а они едут и едут, да еще мне кричат: «Я на зеленый!» А у нас зеленого нет!

– А как ГАИ? Вмешивается? – любопытствую я.

– А что ГАИ… Появляются тут… Но что они могут? Тут мост надо строить, иначе никогда порядка не будет. К восьми утра здесь машины чуть не в шесть рядов встают, прорываются до последнего, только что шлагбаум по их крышам не бьет!

Ну что же, отметим: главная причина тех самых 95% – элементарное неуважение к ПДД со стороны водителей. В условиях столицы и Подмосковья их на это провоцирует напряженная дорожная ситуация – машин много, дорог катастрофически не хватает.

Для справки: еще в 2003 году на железнодорожных переездах было зарегистрировано более 33 тысяч нарушений ПДД водителями и 326 закончились серьезными ДТП – погибли 122 человека. Из года в год положение не улучшается. В 2005-м на переездах зарегистрировано 350 дорожно-транспортных происшествий, погибли 109 человек, ранены 462. Большинство аварий происходит на нерегулируемых переездах. Вспомним хотя бы январский случай в Краснодарском крае, когда автобус столкнулся с электропоездом и погибли 22 человека! Или более поздний, в начале июня. Тогда автобус не «поделил» переезд с пассажирским поездом Анапа–Санкт-Петербург, при том, что переезд был «закрыт» красным сигналом! Печальный итог – семь погибших, 12 ранено.

Если вновь обратиться к причинам аварий, то можно сказать, что водители зачастую сознательно пренебрегают запрещающим сигналом светофора на переезде. В итоге – каждое шестое ДТП связано с попыткой водителей объехать (!) закрытый шлагбаум.

…Простояв у переезда на Можайском шоссе около часа, мы уже собрались уезжать, как вдруг появился лейтенант ГИБДД. По его словам, сейчас переезд начнут ремонтировать – укладывать новый асфальт. «Можете представить, что тут начнется, – говорит инспектор. – Попытаюсь порядок навести». И хотя дорожники еще не прибыли, работы у него хватает: буквально через пару минут он тормозит лихого «джигита», рванувшего прямо на переезде на обгон – само собой, по встречной полосе.

Мы решаем посмотреть, как «живут» другие переезды в Московской области. Вот один из них в городе Дедовске. Место это бойкое, так что долго скучать не gодится. Снова «загремели» фанфары, заморгали семафоры, щиты УЗП вздыбились, словно противотанковые «ежи» на плакате военных лет «Враг не пройдет!». Однако… «враг» проходит, точнее, пролетает – два мотоциклиста на дорогих спортбайках подныривают под шлагбаум. Лихачам автомобилистам такой маневр не по зубам. Другое дело «альтернативная» колонна. Она сразу же образуется на встречной полосе. Это, если судить по ее составу, отнюдь не «новые русские»: больше всего «спешат» владельцы отечественных «девяток» и «десяток» и не слишком молодых иномарок. Образумить таких добровольных камикадзе может разве что присутствие инспекторов ГИБДД, но к каждому автолюбителю милиционера не приставишь!

[caption id="attachment_191953" align="aligncenter" width="150" caption="То же самое, но в исполнении экипажа ДПС (сирена и проблесковые маячки не горят, как и один стоп-сигнал).

"]

[/caption]Справедливости ради скажем, что и служители закона далеко не всегда подают хороший пример – достаточно взглянуть на один из снимков, который сделал во время рейда наш фотокор. Какая сила заставила подмосковный экипаж ДПС в нарушение всех правил встать у переезда на встречной полосе? Явно не на служебное задание спешили милиционеры – ни сирену, ни проблесковые маячки они не включали…

ЦЕНА ВОПРОСА

Если так безобразно ведет себя наш автомобилизированный народ на регулируемых переездах, то что же происходит на нерегулируемых, так сказать, обыкновенных? Сколько тысяч их раскидано по стране? Около одного из таких мы простояли больше часа в надежде, что хоть кто-то из водителей адекватно отреагирует на знак «Стоп». Если кто и тормозил, то только потому, что берег подвеску и амортизаторы, но никак не свою жизнь.

Почему люди так запросто рискуют собой, своим и чужим здоровьем? Патологическая нехватка времени, надежда на русское «авось» или что-то еще? Что заставляет водителей, наплевав на все и вся, перед самым поездом рвануть наперерез? И ведь иногда получается! А иногда – нет… И тогда печальный список пополняется на одну или несколько судеб. И хотя в 95% случаев в ДТП на железнодорожных переездах виноваты водители, страдают не только они сами, но и ни в чем не виновные пассажиры...

НАПОМИНАЕМ!

Ответственность за нарушение правил проезда через железнодорожные переезды предусмотрена ст. 12.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За пересечение пути вне переезда, за выезд на переезд при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно за остановку или стоянку на железнодорожном переезде (ч. 1 статьи 12.10 КоАП РФ) назначается наказание в виде штрафа в размере 500 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 3 до 6 месяцев.

Запрещается выезжать на переезд: при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от положения сигнала светофора); при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума); при запрещающем сигнале дежурного по переезду; если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде; если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).

Кроме того, запрещается: объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства; самовольно открывать шлагбаум.

При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда.

Подпишитесь на «За рулем» в