Победа по очкам

Победа по очкам

Говорят, чтобы носить очки, мало быть умным – нужно еще плохо видеть… Доподлинно известно, что немалая часть водителей действительно видит плохо – какая уж там безаварийность!

К тому же сами очкарики подливают масла в огонь – что, мол, произойдет, если сработавшая подушка безопасности стукнет меня по очкам? В общем, тема для разговора назрела…

ПОДУШКОЙ ПО ОЧКАМ

Насчет подушки скажем сразу: бьет она действительно довольно сильно – и не только очкариков. Да, при этом очки могут разбиться или сломаться, а их осколки… в общем, возможны неприятности. В любом случае, внимайте советам специалистов – пристегивайтесь! От подушки все равно достанется, но не так сильно…

А какие очки нужны очкарику? Если прислушиваться к моде, то сегодня она требует, чтобы, например, оправа не закрывала брови… А вот у безопасности требования совсем другие: очки должны обеспечить водителю максимально возможное поле зрения! Узенькая оправа – типичный пример не самой умной моды, в угоду которой мы забываем об изначальном предназначении очков. Пока смотришь перед собой, все нормально, но стоит покоситься вправо-влево, а также вверх-вниз, как глаз становится «невооруженным» – за рулем оказывается слепой… Особенно неприятно это ночью, когда беглый взгляд через плечо не замечает ни соседней машины, ни пешехода при маневре. Бывалые очкарики прекрасно это знают и активнее крутят головой, но при прочих равных условиях миниатюрные очки все равно окажутся в проигрыше. И их обладатели – тоже…

«ХАМЕЛЕОНЧИКИ»

А вот это – штука полезная. На ярком солнце – темнеют, в помещении – светлеют. К таким очкам пожелание только одно: оптика должна быть качественной либо, извините, никакой… Иными словами, фотохромные свойства «хамелеончиков» должны как можно быстрее подстраиваться под изменение внешних условий – иначе при въезде в неосвещенный тоннель придется некоторое время двигаться «на ощупь».

Что касается обыкновенных противосолнечных очков с затемненными стеклами – как для нормальных глаз, так и для «близоруко-дальнозорких», то к ним отношение неоднозначное. Плюс – в защите от ослепления при ярком солнечном свете, минус – в неизбежном искажении цветов. Кроме того, если при въезде в тот же неосвещенный тоннель обыкновенный водитель может просто снять очки, очкарику придется судорожно менять затемненные очки на «обыкновенные»…

Впрочем, что касается искажения цветов, то явное лидерство в этой подгруппе занимают так называемые

ВОДИТЕЛЬСКИЕ ОЧКИ

С этими очками запутаться немудрено, особенно когда их называют «федоровскими». В прошлом году ЗР уже писал (ЗР, 2005, № 8), что сами сотрудники МНТК «Микрохирургия глаза» ничего подобного не разрабатывали. Однако отдельные фирмы продолжают утверждать, что выпускаемая ими продукция – истинно «федоровская». Что ж, официально заявляем еще раз – ЛЮБЫЕ очки, называемые водительскими, не имеют к МНТК никакого отношения. Изделия такого рода могут быть полезны горнолыжникам или, скажем, стрелкам по тарелочкам, поскольку отсекают синюю часть спектра и делают изображение отдельных предметов более контрастным. Но водитель должен видеть не только летящую на фоне неба тарелочку, а абсолютно все, причем в неискаженном виде! То же относится к оправам со сменными наборами стекол – «от дождя», «от тумана» и т.п. Возможно, в единичных случаях они могут дать положительный эффект, но рекомендовать их как панацею решительно нельзя.

КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ

В отличие от очков, линзы хороши тем, что вообще не ограничивают поле зрения – при этом они удобны и физиологичны. Современные линзы даже проницаемы для кислорода – глаз нормально «дышит»! Есть и минусы – линзы требуют тщательного ухода, особенно в дороге! Правда, сегодня предлагают модели, которые можно не снимать на ночь, но многие офтальмологи относятся к этому скептически – глаз должен отдыхать. А в пути возможно всякое – от банальной потери одной из линз до неожиданного воспаления глаза: бывает и такое. Вывод простой – обладатель контактных линз обязан возить с собой… запасные очки. На всякий случай.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР

Психология – штука забавная. Недаром говорят, что близорукий встречает меньше знакомых, зато чаще раскланивается… Но есть и еще один факт – психологически любой человек ощущает себя моложе, чем он есть на самом деле!

Казалось бы – ну и прекрасно. Беда, однако, если с возрастом человек искренне продолжает считать, что его зрение не ухудшилось, хотя на самом деле видит, грубо говоря, только восемь придорожных столбов из десяти… Многие аварии, участниками которых становятся водители с многолетним стажем, объясняются именно этим: человек не понимает, как он налетел на то, чего НЕ БЫЛО! А оно – БЫЛО, просто бедняга его не увидел… Потому что НЕ МОГ увидеть: доказательство – в таблице.

На медицинских терминах зацикливаться не стоит – цифры же говорят о том, что у многих водителей с возрастом перед глазами периодически начинают «плавать» какие-то нити, паутинки, звездочки… Эффект – как от грязного стекла, особенно ночью, да при встречном свете фар. Другая возрастная неприятность: оказывается, абсолютно здоровый глаз пожилого человека зачастую не в состоянии рассмотреть нижнюю строчку таблицы – что в очках, что без!

Перечень «страшилок» дополняют, конечно же, глаукома и катаракта. Проявляются они по-разному – к примеру, классный баскетболист вдруг начинает стабильно бросать мяч мимо корзины! Это – глаукома одного глаза. А когда фары встречного автомобиля вдруг делают вас абсолютно слепым – увы, готовьтесь лечить катаракту. Обращаю особое внимание водителей на тот неприятный факт, что катаракта быстро молодеет – стрессы, компьютеры и прочие излучения пакостят нам с вами все увереннее. Возраст, при котором может встречаться такое заболевание, сегодня снизился до 45–50 лет.

БЕЗ ПАНИКИ!

Понятно, что «нашего человека» ничем не запугаешь – мы и не пытаемся. Тем более что офтальмологи научились лечить если не все, то почти все. Но не забывайте главное: снижение остроты и уменьшение поля зрения наступают незаметно, а потому со временем вы начинаете видеть гораздо хуже, чем вам кажется! А при таком раскладе до офтальмолога можно и не доехать… Поэтому не ленитесь периодически проверять свое зрение – в первую очередь это напоминание тем, у кого разные глаукомы-катаракты были в роду. Подобного рода заболевания любят передаваться по наследству.

И последнее. Чем больше вам лет, тем медленнее следует ездить – ничего обидного в этом нет. Просто на смену прыткости должна прийти эдакая степенность – не так ли?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Упражнения можно выполнять, сидя в автомобиле (но только на стоянке!!!)

1. Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук массировать глазные яблоки – 10 сек.

2. Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз – 10 сек.

3. С усилием зажмурить и открыть глаза – 10 сек.

4. Поворачивать глаза в стороны два-три раза, затем закрывать на 10 сек.

ВНИМАНИЕ! ДЛИТЕЛЬНОЕ управление автомобилем – более 7 часов – чревато не только общей усталостью и сонливостью: ЗАМЕДЛЯЕТСЯ зрительное восприятие изменяющейся обстановки. Человек непроизвольно начинает чаще моргать, закрывать веки. При этом глаза ощущают облегчение: ведь при такой нагрузке они подсыхают, а моргание восстанавливает слезную пленку! Сначала глаза закрываются всего лишь на секунду, но в итоге это время возрастает до 15–20 секунд… О результатах говорит статистика: известно, что после 7 часов управления автомобилем риск аварийности увеличивается в два раза, а при управлении свыше 12 часов – в девять раз.

Подпишитесь на «За рулем» в