Неизвестный Казахстан — журнал За рулем

Неизвестный Казахстан

Неизвестный Казахстан

Мы же здесь впервые. Обычный мегаполис, где современные небоскребы деловых центров и гостиниц чередуются со скромными спальными кварталами; блеск магазинов на центральных улицах и длинные автомобильные пробки в часы пик. Город расположен очень удачно: до ближайшего горнолыжного курорта, где даже в летнюю жару есть снег, можно за 40 минут доехать на городском такси…

ВЕЛИКАЯ ТРАНЗИТНАЯ СТРАНА

Когда-то в Российской империи, а затем долгие годы в СССР этот край считали окраинным. Пятнадцать лет назад впервые в своей истории Казахстан стал суверенным государством, и сразу же выявилось, что это не только одна из самых богатых по запасам полезных ископаемых страна. Достоинством стало то, что считали недостатком — географическое положение. Ныне Казахстан — один из евразийских лидеров в сфере транзитных перевозок. Почти 90 тыс. км автомобильных магистралей соединяют Россию и бывшие союзные республики, а также Китай, Турцию и Иран. И все пути лежат через Казахстан, который ныне в числе наиболее быстро развивающихся стран Центральной Азии. Рост его ВВП вдвое превосходит российские показатели.

Не приходится удивляться тому, что автомобильный парк страны растет на 8–10% ежегодно, в первую очередь, естественно, за счет легковых авто. Пока он не самый большой (1 млн. 203 тыс. легковых автомобилей по состоянию на 1.01.2005 года), но невелико и население республики — 15,1 млн. Есть и скромное собственное автопроизводство (об этом чуть позже), но в основном автомобили в страну ввозят из-за границы: в прошлом году легковых из дальнего зарубежья — чуть меньше 180 тысяч и примерно 30 тыс. российских «лад» и «волг». Спрос на «россиянок» здесь стабилен, а вот рынок новых иномарок растет стремительно: ежегодно — в 1,5 раза! В 2004-м здесь продали чуть больше 8 тыс. иностранных легковушек, в прошлом году — 12,7 тыс., а в этом планируют свыше 17 тыс.

Эксперты прогнозируют рост рынка, а также выход на него в ближайшее время новых мировых брендов. Скажем, этим летом в Казахстане официально появилась марка «Мицубиси». Уполномоченным дистрибьютором стала «Риком Трейд» — одна из компаний российской группы «Рольф», а дилером — казахстанская «Авто Гранд». Уже открылись три дилерских центра — в Астане, Алма-Ате, Атырау, а через два года их, вполне современных, будет уже 15 в 14 городах.

Это, кстати, не означает, что раньше о «трех бриллиантах» в Казахстане не ведали; на улицах Алма-Аты есть и «лансеры», и «паджеро». Просто пока, даже по признаниям самих автодилеров, рынок здесь очень далек от цивилизованного: сегодня доля первичного «белого» — всего около 10% всех продаж. Остальное — машины «серых» дилеров (3–4%) преимущественно из арабских стран и, конечно же, подержанные иномарки. Они здесь правят бал! Таможенные пошлины на секонд-хэнд пока невысоки, поэтому и предпочитают местные жители подержанные «фольксвагены» и «тойоты». Кроме того, в Казахстане нет ограничений на ввоз «праворукой» техники, и на улицах встретишь немало «чистокровных японцев».

— У нас 90% машин, колесящих по стране, по сути — металлолом, — поясняет ситуацию генеральный директор компании «Авто Гранд» Юрий Лим. — Я понимаю: у людей нет денег на новые автомобили, но мы как-то пытаемся решить эту проблему — предлагаем кредиты на выгодных условиях, лизинг (по этим схемам продаем уже до 30% машин), постоянно идем на снижение цен.

В ближайшем будущем, похоже, ситуация может в корне измениться. В правительстве Казахстана подготовлен пакет документов — будут резко увеличены таможенные пошлины на подержанные автомобили, а также повышены экологические требования к ним. Видимо, это хоть и жесткий, но единственный путь к цивилизованному рынку.

MADE IN KAZAKHSTAN

Вот чего в этой самой большой центрально-азиатской стране никогда не было, так это собственного автомобильного производства, хотя всегда — очень хотелось. Переговоры с иностранными производителями о создании здесь заводов шли буквально с первого года независимости. Еще в 1992 году ФИАТ вроде бы намеревался открыть сразу несколько производств — по сборке легковых, грузовых автомобилей, автобусов… Не случилось. Потом были переговоры с другими производителями из Европы и Азии, но первый настоящий контракт был подписан с российским АВТОВАЗом. С января 2003 года сборочный завод «АзияАвто» в Усть-Каменогорске выпускает автомобили Lada 4x4 (Niva) из тольяттинских автокомплектов. Планировалось собирать по 10 тыс. вседорожников в год, но, оказалось, российский партнер не может гарантированно поставлять такое количество. За три года выпущено всего около 9 тыс. машин; план на 2006 год — около 2,5 тыс. Lada 4x4.

Понятно, владельцы завода искали и других партнеров. И нашли! Летом прошлого года в присутствии президента республики Нурсултана Назарбаева в Усть-Каменогорске была собрана пилотная партия казахстанских «шкод». Мощности нового автосборочного завода позволяют выпускать до 40 тыс. машин в год, хотя пока планы куда скромнее.

— В 2006 году хотим выпустить 5 тыс. автомобилей «Шкода», — рассказывает президент АО «АзияАвто» Ержан Мандиев. — Делаем все, чтобы эти автомобили, недорогие и качественные, стали поистине народными для казахстанцев. Значительные средства направим на улучшение сервиса и бесперебойное обеспечение запасными частями; в перспективе — создать сеть СТО европейского уровня.

Очень успешно работает созданное несколько лет назад казахстанско-российское СП в Кокшетау, где собирают автомобили КамАЗ. В этом году здесь должны выпустить около 2 тыс. машин; спрос на них настолько велик, что завод планируют перевести на трехсменный режим! «Шаг за шагом мы осваиваем рынок Казахстана; сейчас занимаем здесь около пятидесяти процентов. Для нас вопрос номер один — сохранить позиции и обеспечить эксплуатацию автомобильного парка», — сообщил генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин. Он — частый гость в Казахстане, где сейчас запускается новый инвестиционный проект — создание современного завода в Петропавловске по выпуску трансмиссии КамАЗа. Стоимость проекта — 40 млн. долл.

ТЕ САМЫЕ ПДД… 

Они, как и русский язык: на нем говорят все в республике — от мала до велика, и все казахские надписи обязательно дублируются на нем. Движение на улицах городов здесь организовано примерно так же, как и в большинстве российских. «Хочешь ехать — нарушай, но в меру» — наверное, это объединяет местных водителей с нашими. Хотя иногда кажется, что здешние жители, как люди восточные (независимо от национальности — русские, казахи, корейцы), относятся к правилам более философски: «Наверное, очень умный человек их писал… Жаль, что я их не читал!»

Местные гаишники это понимают и к мелким нарушениям не придираются. Между тем, как и в России, с этого года здесь ужесточили требования к автошколам: все краткосрочные курсы закрыли, а срок обучения водителей в школах собираются продлить до 6 месяцев. Начальник Департамента дорожной полиции МВД О.Тусумов даже планирует внедрить специальные комиссии (с переменным составом) для приема экзаменов у кандидатов на получение прав. А еще он заявил недавно, что «усилен контроль за работой дорожных полицейских, запрещены остановки ими автотранспорта, за исключением случаев грубых нарушений Правил дорожного движения, влекущих опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий». Так что мелким нарушителям вышла официальная индульгенция.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые
Загрузка...