На заре ты ее не буди!

На заре ты ее не буди!

Даже если в картере прекрасное, по погоде, масло, если стартер отменно проворачивает коленвал, система зажигания со свечами в полном ажуре, это еще не гарантия, что мотор оживет. Ведь надо заполнить цилиндры рабочей смесью, способной воспламениться от искры – тут-то обычно и скрываются подводные камни. Иной раз и к прошивке электронного блока управления нет претензий – форсунки работают четко, топлива подают сколько надо, а смесь в цилиндрах крайне бедная… просто оттого, что горе-бензин не желает испаряться! Результат – залитые им свечи. Приехали…

Для нашей страны тридцатиградусный мороз не в диковину. Как быть автомобилисту? Проще тем, кто ставит горячую машину на ночевку в гараж – даже под утро температура двигателя (особенно если его дополнительно укрыть) будет на несколько драгоценных градусов выше критической. Есть шанс завести! Другой вариант: перед пуском прогреть двигатель от внешнего источника тепла. Бывало, ветераны заливали в радиатор принесенный в ведрах кипяток – хлопотно, да и не очень полезно для быстро разогретой «механики». Но заводились и ездили!

Сегодня у любителя зимних поездок другие возможности. На фото 1 – автономный предпусковой подогреватель. Есть такие и для бензиновых двигателей, и для дизелей – в зависимости от объема системы охлаждения их делают разной мощности, оснащают электронным управлением. Конечно, и здесь случаются неполадки. Об их диагностике и устранении поговорим в свой черед, а сначала, как водится, познакомьтесь с устройством и схемами подключения «автономок».

[caption id="attachment_192583" align="aligncenter" width="150" caption="Рис. 1. Схема подогревателя: 1 – нагнетатель воздуха; 2 – главный предохранитель; 3 – дозировочный насос; 4 – водяной насос;

5 – датчик температуры; 6 – датчик перегрева; 7 – камера сгорания; 8 – теплообменник; 9 – глушитель; 10 – свеча накаливания;

1"]

[/caption]На рис. 1 – схема подогревателя. При включении отопителя подается питание на свечу накаливания 10, которая разогревается до рабочей температуры. Одновременно начинают работать встроенный жидкостный насос 4 и нагнетатель воздуха 1. Затем включается дозировочный насос 3 и топливо подается в камеру сгорания 7. Блок управления плавно повышает обороты нагнетателя воздуха. Как только пламя в горелке стабилизируется, индикатор 11 сообщит об этом блоку управления и тот отключит свечу накаливания. Отопитель вышел на рабочий режим. Жидкость, протекая через теплообменник 8, нагревается и поступает в рубашку охлаждения двигателя. Блок следит за процессом не только по индикатору пламени, но и опираясь на сигналы датчиков температуры 5 и перегрева 6. Когда жидкость нагреется до 30°С, блок включит вентилятор отопителя – начнется прогрев салона. По достижении жидкостью 86°С дозировочный топливный насос 3 отключается, а жидкостный насос и вентилятор отопителя продолжают работать. Эта фаза продлится до тех пор, пока температура жидкости не упадет до 70°С, после чего блок вновь включит свечу накаливания и топливный насос. Цикл замкнулся. Все это будет повторяться столько времени, сколько запрограммирует водитель – но не более двух часов.

Если двигатель не был сильно выстужен, то после пуска подогревателя блок управления переводит его в экономичный режим, снижая потребление электроэнергии и расход бензина почти вдвое.

Предусмотрено четыре варианта включения подогревателя. Самый простой – с помощью кнопки. После включения система работает до тех пор, пока хозяин снова не нажмет на кнопку – существенный недостаток.

Второй вариант – с мини-таймером (фото 2, поз. 1). Здесь, как и во всех других вариантах, водитель может принудительно включить подогреватель столько раз, сколько захочет, но у него есть возможность задать время автоматического запуска и продолжительность работы этой системы. Временной интервал ограничен 24 часами – запрограммировать на послезавтра не получится. Но если вы регулярно, в одно и то же время (например, утром или вечером) заводите мотор, то алгоритм упрощается: достаточно ввести время включения, но не более трех раз в течение суток. У подогревателя всего три будильника. Впрочем, это не значит, что подогреватель трижды самостоятельно включится. После первого включения необходимо подтвердить следующий запуск, нажав на кнопку таймера, иначе цепочка прерывается – последующих включений не будет.

Для тех, кого мини-таймер не устраивает, предусмотрен третий вариант автоматического включения – модульный таймер (фото 2, поз. 2). У него расширенный временной интервал включения подогревателя – целая неделя! Здесь в памяти блока тоже три будильника, но уже на всю неделю, причем блок можно проверить на наличие ошибок – и заодно его разблокировать. Но об этих тонкостях расскажем позднее.

Четвертый вариант запуска самый совершенный, но, правда, и самый дорогой – дистанционный, с брелока (телестарт). Брелок – на фото 2, поз. 3. Он позволяет оживить подогреватель на дистанции до полутора километров (!) при условии прямой видимости и отсутствия помех. В городских условиях радиус действия сокращается до 300 м, но если путь сигналу преградит здание – подогреватель не включится.

Особенность телестарта в том, что он обеспечивает постоянную связь с блоком управления: глядя на дисплей брелока, водитель следит за температурой в салоне (датчик – в комплекте с брелоком), контролирует время работы подогревателя до его выключения. Водитель может включить только вентилятор отопителя, не запуская подогреватель, – это так называемый летний режим.

В заключение рассмотрим схемы встраивания подогревателей в систему охлаждения. Наиболее распространенная и простая на рис. 2 – в разрыв патрубка, идущего от двигателя к радиатору отопителя салона. Жидкость циркулирует по малому контуру системы охлаждения. Когда она нагреется до 30°С, включится вентилятор отопителя. На некоторых автомобилях подогреватель приходится размещать далековато от подводящего шланга салонного отопителя. Из-за этого объем циркулирующей жидкости увеличивается, а на работающем двигателе, когда подогреватель отключен, ухудшается работа системы охлаждения, так как жидкость преодолевает дополнительное гидросопротивление. Чтобы избежать этого, поставили обратный клапан (фото 3, рис. 3). Здесь резиновый шарик клапана 4 при включенном подогревателе 2 смещается влево – вся жидкость идет через подогреватель. Когда же последний выключен, а мотор запустился, шарик смещается вправо до ограничителя – жидкость свободно обходит его по пути наименьшего сопротивления, в подогреватель практически не поступая.

[caption id="attachment_192587" align="aligncenter" width="150" caption="Рис. 4. Схема включения подогревателя с дополнительным термостатом: 1 – двигатель;

2 – подогреватель; 3 – отопитель салона; 4 – обратный клапан; 5 – термостат.

"]

[/caption]

Если водитель предпочитает прогреть салон, а только после этого двигатель, то можно установить дополнительный термостат (рис. 4) – получается еще один малый контур, где теплая жидкость из подогревателя 2 поступает в радиатор отопителя 3, обходя двигатель. И так продолжается до тех пор, пока температура жидкости не достигнет 45°С. Затем клапан термостата смещается и подогретая жидкость поступает в рубашку двигателя. Впоследствии термостат объединили с обратным клапаном, как это показано на рис. 5.

Благодарим фирму «КЛИМА-СЕРВИС» за содействие в подготовке материала.

Подпишитесь на «За рулем» в