Мы останемся лидерами! — журнал За рулем

Мы останемся лидерами!

Мы останемся лидерами!

Мы останемся лидерами!

Владимир Владимирович АРТЯКОВ

Родился 30 июля 1959 года. Закончил Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт, Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации и Высшие курсы Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Длительное время работал на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. 1997–1999 гг. — Управление делами Президента РФ. С 1999 по 2000 год — заместитель генерального директора ФГУП «Промэкспорт», с 2000-го заместитель генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт». С декабря 2005-го председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». В марте 2006-го избран президентом Российского союза машиностроителей. Доктор экономических наук, профессор Академии военных наук и Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Лауреат премии правительства Российской Федерации, награжден орденом Дружбы, медалью «За укрепление боевого содружества».

— Какие бы новинки ни представил открывшийся Московский автосалон, все равно его посетителей в первую очередь интересует российская тематика. Вы, конечно же, видели экспозиции ГАЗа, УАЗа. Что скажете?

— Мне ближе все-таки АВТОВАЗ…

— До ВАЗа мы, естественно, доберемся — не сомневайтесь. Но что вы думаете, к примеру, про ульяновские новинки — их стенд как раз напротив вашего?

— Я думаю, это — спорный ход. Ниша УАЗа, как мне представляется, — это российское бездорожье, заботы фермера. Россияне, выбирая автомобиль, всегда четко соотносят ожидаемые потребительские свойства покупки с ее ценой. По нашему мнению, сегодня селу нужны более простые решения — иными словами, автомобиль просто с нормальным качеством! Модели, которые, например, мы планируем предложить, будут модульной конструкции, со съемным оборудованием, надежные, несложные в обслуживании и с хорошим соотношением цена/качество.

— А что скажете об инициативах ГАЗа, например «Волге» с «крайслеровским» мотором? Мы только что провели на полигоне серьезные 60-часовые испытания «Первенство заводской марки» — все сошлись во мнении, что в нижегородской машине нужно принудительно ограничивать скорость. Ходовая часть не адаптирована к двигателю.

— Вы знаете, меня, как представителя российского автопрома, во всем этом радует то, что слухи о нашей гибели оказались несостоятельны. Как нас ни убивают, как ни объявляют «вне игры», а мы все равно живы!

— Да зачем же умирать — жить надо!

— Да, но даже некоторые из моих партнеров и коллег по автопрому сегодня заявляют, что рынок нужно отдать — и мы якобы готовы это сделать. Понимаете, отдать полтора-два миллиона автомобилей в год! А самим, мол, ничего делать не нужно, потому что мы и не умеем, и не хотим…

— Это эмоции. Но конкретика состоит в том, что у нас нет современной компонентной базы — чему удивляться?

— Да, увы. А нам для автомобилей с ладьей на радиаторе нужны те же компоненты, что идут, к примеру, на «мерседесы» и БМВ. Эдакий модульный конструктор. Иначе наш будущий С-класс можно хоронить сразу.

— Вот мы и переходим к вазовской теме. Спустя год, который вы находитесь у руля, смогли ли наконец определиться? Откуда возьмете компоненты? И для какого автомобиля, в какую конструкцию — в новый С-класс? Возможно ли, что у вас возникнет альянс с зарубежным партнером? Как насчет предложений «Рено-Ниссан»? Что за предприятие на 450 тыс. автомобилей? Вы это будете делать самостоятельно или с привлечением зарубежного партнера?

— Давайте дождемся конца осени. Мы прорабатываем разные варианты. Краеугольная задача — создать новое производство двигателей. Здесь у нас нет никакого ресурса! ВАЗу уже сегодня нужно еще тысяч 300 моторов и коробок передач. Не покупать же их на стороне — это будет стоить дороже автомобиля. Только потом можно вернуться к разговору о новом автосборочном производстве. Пока же мы задействуем внутренние резервы. На какой линии и на каком заводе пойдет С-класс, пока не решено. Возможны различные варианты.

— Давайте представим себе ВАЗ в виде цепочки сообщающихся сосудов с большой воронкой на входе… В воронку вливаются средства, силы, ресурсы — они поступают, скажем, на развитие нового производства, в «Самару», «Приору», «десятку» и «Калину», в будущий С-класс, а также на «Джи-Эм-АВТОВАЗ», в НТЦ, в опытное производство… Еще есть спорт, «социалка» и т.п. Согласитесь: если ни один из этих «сосудов» не закрыть сверху, то уровень вливаний сам собой распределится между ними, стремясь к одной линии — в итоге не хватит никому. Получается: нужно что-то «заткнуть». Вас такая аналогия не раздражает?

— Нет, не раздражает. Но «затыкаем», а точнее, оптимизируем работу, исходя из приоритетов развития предприятия. Как я уже говорил, новое автопроизводство в ближайшее время строиться не будет. НТЦ сольем с опытно-промышленным производством. Что до нашего спорта, то больше не будет прежнего шапкозакидательства, когда мы лихо хватались за все — от автогонок до хоккея. Возьмем какой-то проект, изучим, привлечем спонсоров...

— Кстати, еще ведь кадры нужны...

— Да, это тоже проблема.

— И денег ведь нет — не так ли? Впрочем, можно спросить и проще: кто все-таки хозяин ВАЗа? Ясности как не было, так и нет!

— Дело в том, что нам по наследству досталась система перекрестного акционирования, то есть заводом владеют его же «дочки». В целом эта система применяется в мировой практике. Но сегодня наша задача сделать акционирование прозрачным. Идеальным было бы обновление акционеров «с чистого листа», но реалии несколько иные.

— Беседуя с руководством «Пежо-Ситроен», я предлагал построить у нас завод дизельных двигателей. Вы стали бы брать такие моторы?

— Это будет дорого. Наши регионы пока что ездят на нашей «классике». И нам нужен бюджетный автомобиль!

— Но если на ту же «Калину» поставить импортные моторы, то вы сразу сможете увеличить ее выпуск до обещанных в будущем году 120 тысяч! Альтернативы-то все равно нет! Да, цена повысится, но оно того стоит!

— Активно работаем, ищем. Просто нет такого места, где бы эти двигатели лежали и ждали нас. Наши хороши тем, что понятны потребителям в регионах. Поэтому сейчас разрабатываем программы как по значительному увеличению мощностей для выпуска существующих моторов, так и по созданию новых силовых агрегатов, в том числе дизеля. Как временное решение, возможно, договоримся о поставке нам моторов из-за границы. Разумеется, они должны быть адаптированы под российские условия и наши автомобили.

— Что ждать от ВАЗа до конца года?

— Завод работает и продолжает развиваться! Мы планируем рост объема производства по сравнению с прошлым годом. Рассчитываем сделать более 750 тысяч машин. Из них — 75 тысяч «калин» (в следующем, 2007 году — 120 тысяч). Кроме того, поставим более 130 тысяч машинокомплектов, будем продавать свою «Ниву» и работать с «Джи-Эм». Соберем уже в этом году 500 «приор». Что касается нового С-класса, то сейчас мы ведем переговоры о сотрудничестве в его производстве с различными партнерами мирового уровня. Перспективные наработки по нему отвечают современным нормам безопасности, проект «С» отметили посетители автосалона. В любом случае мы были и останемся лидерами.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Количество просмотров956
Оцените материал
0:0
Загрузка...