Помпа от Хоттабыча

Помпа от Хоттабыча

В самом деле: хорошее масло или «правильные» лампочки нужны каждому – от «газовода» до обладателя БМВ. Не то, что, скажем, водяные насосы «газелей» – кому, кроме их владельцев, могут еще понадобиться эти узконаправленные изделия? И все же сегодня поговорим именно о них!

Почему? Во-первых, популяция «газелей» у нас весьма солидная – как с 402-ми, так и с 406-ми движками, а во-вторых, о помощи попросил… завод-изготовитель «газелевских» моторов – ЗМЗ! Мол, мы в свое время разработали нормальные насосы – с документацией, техническими условиями и т.п., а в продаже сплошь и рядом – черт знает что. Эдакие изделия от старика Хоттабыча, который запросто сделал для Вольки копию часов с руки прохожего, но не подумал о том, что они должны не просто висеть на запястье, а еще и показывать точное время…

[caption id="attachment_193364" align="aligncenter" width="150" caption="Заявленный производитель –

Pilenga

Применяемость – ЗМЗ-406.10

Ориентировочная цена – 990 руб.

Бобышка под насос ГУР итальянского насоса перекрывает часть сечения входного патрубка. Крыльчатка из чугуна – ржавая, при этом не имеет резьбы на ступичной "]

[/caption][caption id="attachment_193363" align="aligncenter" width="150" caption="Заявленный производитель –

Herzog

Применяемость – ЗМЗ-406.10

Ориентировочная цена – 890 руб.

Подшипниковый узел недостаточно надежно защищен от осевого перемещения – возможно появление течи. Чугунная крыльчатка не имеет резьбы на ступичной части, что"]

[/caption]Для проверки «насосного хозяйства» было приобретено семь «газелевских» помп – четыре под двигатели семейства ЗМЗ-406.10 и три – под ЗМЗ-402.10. Водяные насосы с электромагнитной муфтой под 405-е моторы в экспертизе не участвовали – с ними пока что особых проблем не отмечено. Испытания проводили в испытательном центре «Мотор» УГК ЗМЗ на специальном стенде для исследования насосов жидкостных систем. Основополагающий документ – ОСТ 37.001.232-80 «Насосы жидкостных систем охлаждения автомобильных двигателей». Расход жидкости в системе и давление, развиваемое насосами, измерялись по скоростной характеристике при частоте вращения валиков насосов от 800 до 6000 об/мин для двигателей 406.10 и от 1000 до 5000 об/мин для двигателей 402.10. Отношение диаметра шкива коленвала к диаметру шкива валика насоса составляет 1,11 для 406-х моторов и 1,06 – для 402-х.

[caption id="attachment_193366" align="aligncenter" width="150" caption="Заявленный производитель –

Herzog

Применяемость – ЗМЗ-402.10

Ориентировочная цена – 680 руб.

Некачественная зачистка патрубка насоса может привести к возникновению течи. Фиксатор подшипника не закернен – возможно ослабление фиксации. Неметаллическая"]

[/caption][caption id="attachment_193367" align="aligncenter" width="150" caption="Заявленный производитель –

ОАО «Агрегат» (г. Сим Челябинской обл.)

Применяемость – ЗМЗ-402.10

Ориентировочная цена – 680 руб.

Штуцер под шланг 16 мм рассчитан на старую систему отопления салона – должно быть 20 мм! Замена при этом невозможна, посколь"]

[/caption]Испытания вели при температурах охлаждающей жидкости +30°С и +95°С. Образцом-эталоном при этом служили водяные насосы производства ЗМЗ, имеющие оптимальные параметры. В качестве охлаждающей жидкости применялась вода. Почему не антифриз? Практически все антифризы отличаются друг от друга, а вот свойства пресной воды стабильны. Так что полученные результаты повторяемы, независимо от времени и места проведения испытаний. Да и в стандарте не случайно упомянута именно вода.

Результаты испытаний, увы, подтвердили опасения заводчан. Все семь насосов дружно уступили эталону – как по техническим характеристикам, так и по конструкции. Подробности – в подписях под фото. Выделять лучших из худших не имеет смысла, и мы расположили изделия по возрастанию цены, сначала – под 406-е моторы, затем – под 402-е. Любопытно, что если до 3000 об/мин насосы еще худо-бедно качают, то на более высоких оборотах начинаются проблемы – здесь и кавитация, и неверно выбранная геометрия лопастей крыльчатки… впрочем, потребителю все это неинтересно. Отметим, что насос, условно названный продавцами «Москва», вообще не испытывался, поскольку… отказался занять штатное место!

Можно, конечно, задать вопрос из серии «А судьи кто?» – заволжские моторы далеки от идеала и сами способны преподнести своим владельцам разнообразные сюрпризы. Однако ж будем справедливы: только создатели двигателей имеют моральное право называть себя законодателями мод по части их температурного режима. Тем более что при ближайшем рассмотрении (а это было зафиксировано официальным протоколом испытаний) выяснилось, что «чужаки» со своей работой действительно не справляются. Но все шишки при этом валятся как раз на ЗМЗ – мол, это же их мотор перегрелся! А им бы со своими болячками разобраться – на чужие нет ни сил, ни желания. Потребитель же продолжает свято верить в то, что любая запчасть конечно же многократно согласована с заводчанами и не может продаваться без их на то разрешения. Как видим – может…

Словом, перегретые «газели» еще долго будут «украшать» наши дороги своими задранными капотами. Старик Хоттабыч, помнится, в итоге занялся самообразованием – стыдно стало. Пожелаем того же изготовителям тех изделий, что на прилавках почему-то именуются водяными насосами...

Подпишитесь на «За рулем» в