Волшебная лампа аладдина

ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА АЛАДДИНА

Посудите сами, как много переменилось лишь за прошедшее столетие: вместе с медной посудой исчезли лудильщики, вслед за ними – паяльные лампы, зато почти в каждом доме появился электропаяльник, а на заводах – роботы, плодящие хитросплетения многослойных плат – для игрушек, автомобилей, космических кораблей. Началось же все... с искусства.

ОТ ИСКУССТВА К РЕМЕСЛУ

Одним из первых металлов, которые люди научились выделять и обрабатывать, стало олово. Открытие его сплава с медью дало огромный толчок металлообработке: начался бронзовый век. И уже около 3000–3500 лет до Рождества Христова в Египте и Вавилоне олово стали применять для пайки медных и бронзовых изделий (паяльники грели на жаровнях). Долгое время это занятие оставалось уделом скульпторов и ювелиров, пока греки, этруски и римляне около 2000 года до Р.Х. не приспособили пайку для изготовления инструментов, утвари и оружия. В это же время начинаются эксперименты со свинцовыми сплавами – этот металл уже был в ходу (например, около 1400 года до Р.Х. носовую часть кораблей защищали свинцовой оболочкой, прибитой медными гвоздями).

После нашествий варваров, к VI веку многие технологии были утрачены, но пайка прочно вошла в быт как ремонтная технология, а несколько столетий спустя пригодилась при постройке соборов – в частности, для изготовления витражей.

КУРЕНИЕ ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА

Техника пайки с наддувом упоминается в европейской истории с XIII века: рабочий через сужающуюся трубку («февку» или «фифку») дул на фитиль свечи или масляной лампы, при этом температура пламени превышала 600°С. Любопытно, что подобную технику использовали вплоть до прошлого столетия, когда в ходу уже были настоящие паяльные лампы. Опытные мастера утверждали, что с февкой удобнее дозировать наддув, а значит, регулировать температуру процесса. Вместо свечи же лучше подходит пучок тростника, обернутый просаленной бумагой. Вообще, натуральные материалы были в ходу у паяльщиков и лудильщиков: так, свинцовые трубы паяли в пламени спиртовой лампы, на стеариновом флюсе, а разглаживали шов (чтобы уплотнить его и придать нужную форму) просаленной кожей. Иногда применяли бумагу или дерево, но кожа была гораздо удобнее и давала отличный результат. Нередко посредством пайки придавали нужный рельеф сложной поверхности (по такой технологии «выводили» кузова многих автомобилей: прятали швы и огрехи штамповки). В труднодоступных местах орудовали паяльной лампой и льняной тряпочкой (так называемая тиковая пайка).

Распространенный припой – «третник» состоял из 13 частей олова и 7 частей свинца, плавился при 181°С и подходил для соединения большинства распространенных металлов и сплавов, кроме алюминиевых. А «припой Вильгельма», разделенный на 50 частей по 10 граммов и с мерной линейкой на конце, позволял точно отмерять его количество.

Работа паяльщика и лудильщика считалась нелегкой. Инструкции предписывали «никогда не ходить на работу голодным», но полагали курение на рабочем месте «полезным». Почему – неизвестно: то ли легкие лучше тренируются, то ли рабочие больше отдыхают…

Пайка была востребована не только в инструментальном производстве. Например, в 1901 году на Камчатке фунтовые банки рыбных консервов запаивали, прокатывая их по желобу, где бензиновыми горелками плавили олово. После проварки банки протыкали для удаления воздуха и моментально вновь запаивали каплей олова – ювелирная работа.

В 1921 году немецкий инженер Эрнст Сакс запатентовал промышленный электропаяльник «молоткового» типа (паяльный «топорик»), который быстро вытеснил из производства горелки на жидком топливе. Последние выжили лишь благодаря портативности, но сегодня и им на смену идут газовые паяльники – более компактные и удобные. Однако старые лампы пока рано списывать в утиль: бензин и керосин по-прежнему остаются одними из самых доступных топлив на Земле.

Подпишитесь на «За рулем» в