В трех шагах от миллиона

В ТРЕХ ШАГАХ ОТ МИЛЛИОНА

ЛИДЕРЫ И ОТСТАЮЩИЕ

Самой успешной на нашем рынке вновь стала марка «Шевроле», чью национальную принадлежность сегодня определить практически невозможно. Победу принесли недорогие автомобили, собранные в разных концах России и СНГ – в Тольятти («Шевроле Нива» и «Вива»), Калининграде («Шевроле Лацетти» и «Авео»), украинском Запорожье («Шевроле Ланос»). Две модели («Нива» и «Ланос») вошли в первую десятку продаж, а «Лацетти» занимает 14-е место.

Второе место занимает корейская марка «Хёндай». Вопреки прогнозам, ей не удалось стать абсолютным лидером; более того, при общем росте рынка в 1,5 раза продажи корейской компании остались на уровне прошлого года. Причин тому две. Таганрогский автозавод, где собирают две самые популярные в России модели («Акцент» и «Сонату» предыдущего поколения), все время лихорадило: срывались поставки машинокомплектов из Южной Кореи. То у них забастовка, то шторм на море… А третья самая популярная модель – «Гетц» – за последние три года подорожала в среднем на 20% (правда, с учетом модернизации, но все равно для бюджетного автомобиля это очень много!). Результат – падение спроса за 9 месяцев этого года на 23%. Есть, конечно, надежда, что компания поправит свое положение с появлением новых «Элантры» и «Верны», но они стартовали только этой осенью, да и цены объявлены немаленькие.

Третье место у компании «Форд». Главным образом, благодаря одной модели: «фокусам», которые выпускают в Ленинградской области, принадлежит 2/3 объема продаж марки! Справедливости ради: очереди в этом году выстроились не только на «Фокус» (3–6 месяцев в зависимости от комплектации), но и на модели класса В («Фиеста» и «Фьюжн»), которые поначалу особым спросом не пользовались. Благодаря дефициту потихонечку приобщаемся к общеевропейским ценностям…

Самый большой прирост в группе лидеров показали компании «Рено» и КИА, что логично: вышли на плановые показатели сборочные предприятия в Москве и Ижевске.

Очень интересные перемены в сегменте дорогих машин. Много лет соревновались германские марки БМВ и «Мерседес»; в последние годы с ними соперничала «Ауди». И вдруг на первое место буквально выскочил японский «Лексус» – при том, что официальные продажи марки у нас начались только три года назад! А еще – неожиданно для конкурентов резво набирает обороты «Вольво»: при благополучном стечении обстоятельств она может по итогам года догнать БМВ...

Стоит порадоваться за почти забытую здесь итальянскую компанию ФИАТ. Теперь продвижением марки всерьез занялся концерн «Северсталь-Авто» – многолетний спад прекратился. Только в сентябре было продано 244 автомобиля! Еще сталевары продвигают «Саньён» – красноречивые результаты в таблице.

ТАЙНЫ КИТАЙСКОГО ДВОРА

Увы, «традиционные» отечественные производители (АВТОВАЗ, ГАЗ, УАЗ) не предоставляют данных по своим квартальным продажам. Только по цифрам выпуска можно сделать вывод, что продажи составляют примерно 870 тыс. штук. Их примеру молчаливо следуют китайские автомобильные компании, которые, по нашей оценке (другой нет), реализовали примерно 6 тыс. машин. Получается, что все автопроизводители вместе продали в России за 9 месяцев 1560–1570 тысяч автомобилей. Результат неслыханный!

В очередной раз российский рынок превзошел самые смелые прогнозы. Год назад аналитики сходились во мнении, что в 2006-м зарубежные компании смогут продать 750 тысяч автомобилей, а всего будет реализовано примерно 1,8 млн. штук. Но теперь ясно, что продажи иномарок достигнут 950 тыс. штук, а то и психологически важной планки в 1 миллион; а в сумме весь рынок новых легковых машин превысит 2 миллиона. И если «традиционные» производители способны только позавидовать аппетитам российских потребителей (резко увеличить выпуск – таких возможностей у них нет), то многие зарубежные компании могут пересмотреть приоритеты, уделив большее внимание растущему рынку.

Видимо, по итогам 2006 года мы выйдем на пятое место в Европе и восьмое в мире. Впереди – рынки США, Японии, Германии, Китая, Великобритании, Италии и Франции; позади остались уже Испания, Бразилия, Южная Корея, Индия...

Итак, ждать миллиона осталось совсем немного. До возможного рекорда осталось всего три шага – через месяц после выхода этого номера ЗР будут подведены итоги продаж за весь 2006 год.

НА ПОКУПКУ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ В 2006 ГОДУ РОССИЯНЕ ПОТРАТЯТ $30–32 МЛРД., ПРИЧЕМ БОЛЕЕ 20 МЛРД. ИЗ НИХ – НА НОВЫЕ ИНОМАРКИ.

Подпишитесь на «За рулем» в