1,8 млн горячих пирожков

1,8 млн горячих пирожков

НАШИ: ДОРОЖЕ И… МЕНЬШЕ

Формально для традиционных российских производителей год выдался удачным: продажи практически всех моделей росли от месяца к месяцу (во всяком случае, до начала осени). В результате главный наш производитель – АВТОВАЗ рапортовал о совокупном росте на всех рынках сбыта на 6,1% (764 512 автомобилей) – небывалый результат! Увы, на своей территории успех обернулся неудачей: в России продано 625 тысяч штук (год назад – 648,7 тыс. – 3,7%). И в целом марка «Лада» (ВАЗ, «РосЛада» и т.д.) снова отступила: продано 665,4 тыс. автомобилей против 704,3 тыс. в 2005-м. (Мы приводим оперативные данные самого АВТОВАЗа; точные цифры станут известны лишь в марте. В этом же причина небольшого расхождения данных о продажах наших автозаводов с 2005 годом.) Конечно, уже ушла с конвейера «шестерка», резко сократились объемы сборки на «РосЛаде», но все-таки за державу обидно…

Остальные производители сработали чуть лучше: ГАЗ продал всего на 155 «волг» меньше, чем год назад, УАЗ недосчитался 309 вседорожников. В денежном смысле все наверняка выиграли (точные цифры объявят не раньше марта), потому что в условиях быстро растущего рынка дружно попытались поиграть на цене. Особенно отличился АВТОВАЗ: в течение года завод семь раз повышал отпускные цены для дилеров – в январе, потом ежемесячно с марта по июль и последний раз в сентябре. В результате средняя розничная цена на автомобили «Лада» за 2006 год выросла на 11,5% – со 191,5 тыс. рублей до 213,6 тысячи. Быстрее всех дорожала «старая» «Нива» (по классификации завода – «Лада 4х4») – на 15% за год, скромнее всего «Калина» – 4% (правда, она изначально стоила очень недешево).

Остальные тоже активно повышали цены, и результаты такой «дальновидной» политики начали сказываться к концу 2006 года, когда все заводские и дилерские площадки оказались забиты непроданными машинами. «Чемпионом» и тут стал АВТОВАЗ: по официальным данным, на начало 2007-го товарные запасы в сервисно-сбытовой сети составляли 67,5 тыс. автомобилей, а по неофициальным – от 95 до 100 тысяч. Не слишком оптимистическая ситуация и у коллег по цеху: в начале января на площадках УАЗа скопилось 1,2 тыс. вседорожников, не нашли покупателей около 500 микролитражек «Ока» (и это при годовом выпуске 8 тысяч!).

Вот и получается, что при феноменальном росте рынка традиционные российские производители стремительно его… теряют. За последний год марка «Лада» утратила почти 12% рынка!

Зато очень быстро прирастают «новые» российские производители: за один год они увеличили отдачу в 1,8 раза – со 158 тыс. до 280 тыс. машин. Хотя цены на самые популярные модели повышались, все выпущенные автомобили проданы. Выходит, ставка сделана правильно!

О сокращении продаж заявил лишь один производитель – СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ» – на 7,6% (с 51,8 тыс. до 47,9 тыс. автомобилей «Нива» и «Вива»). Причина все та же – за год «шевроле» из Тольятти подорожали на 10%. Но и этого мало: с 1 января 2007 года СП в очередной раз поднял розничные цены на автомобили «Шевроле-Нива» на 7–8,5 тыс. рублей.

ИНОСТРАНЦЫ: МИЛЛИОН – ВЗЯТ!

Дилеры иностранных марок, в том числе упомянутых выше (с действующим производством в России) в канун нового года могли отметить знаменательную веху: иномарок в 2006 году продали рекордное количество – 1 014 298 штук; рост составил 66%! Причем только за декабрь реализовано примерно 120 тыс. иномарок – это тоже рекорд!

Десятка лидеров по сравнению с 2005 годом осталась прежней – в ней представлены в первую очередь марки, которые открыли свои сборочные производства в России или странах СНГ. С третьего места на первое среди иномарок переехал «Форд» – естественно, благодаря росту производства на своем заводе во Всеволожске.

А вот «Дэу» опустилась сразу с пятого места на восьмое: производитель, завод «УзДэу», не сдержал обещания выпустить рестайлинговую версию «Нексии». Пару мест потеряла компания «Мицубиси»: продажи по сравнению с прошлым годом увеличились на четверть, но рынок иномарок рос еще быстрее! Потеряла темп южнокорейская «Хёндай»: годовой прирост составил «всего» 15%. Дилеры летом и осенью получали вместо автомобилей одни обещания: из-за забастовок на заводах в Южной Корее поставки почти прекратились. Но потребителям-то что до проблем тамошних профсоюзов? Они хотели купить «Гетц», подождали – и отправились к конкурентам.

Из категории марок «премиум» больше всего покупателей в прошедшем году удалось привлечь «Вольво» – в 2006-м шведы обошли «Лексус», «Ауди», «Мерседес» и БМВ. В 2007 году конкуренция в этой группе вновь усилится. Порукой тому станет еще один бренд класса люкс – «Инфинити». Хотя официальные продажи стартовали только поздней осенью 2006-го, продано 729 шикарных авто японской марки! Характерно, что этот сегмент рынка растет даже быстрее, чем «иномарочный» в целом.

Очень быстро в прошлом году прибавлял и другой сектор – самых дешевых автомобилей из Китая и Ирана за 7–15 тыс. долл. Еще два-три года назад у нас даже о существовании таких фирм не знали, и вот они уже сумели продать больше 25 тысяч легковых автомобилей! Правда, по некоторым оценкам, масштабы китайского вторжения сильно завышены. Покупатель уже опробовал автомобили из Поднебесной и выяснил, что далеко не всегда они соответствуют требованиям, предъявляемым к иномаркам. Видимо, борьба на равных начнется через пару лет, когда китайские компании обновят модельный ряд, повысят качество продукта и расширят дилерскую сеть.

КОМУ ЧТО НРАВИТСЯ

В первой десятке самых популярных иномарок – большие перемены. Появились трое новичков («Рено-Логан», «Шевроле-Ланос» и «КИА-Спектра»), которые отправили замыкавших топ-10 в прошлом году «Хёндай-Гетц», «Дэу-Матиз» и «Тойоту-Кэмри» во вторую десятку. Тенденция налицо: 7 из 10 лидеров продаж собраны в России или странах СНГ. И все они – в самом популярном секторе от 10 до 20 тыс. долл.

Самый популярный представительский автомобиль у нас по-прежнему «Тойота-Кэмри» (продано 18,1 тыс. штук), а среди вседорожников в лидеры продаж вырвался «Хёндай-Тусан» (12,6 тыс.). И вот еще интересная новость: неожиданный успех «Форда-Фьюжн» (16,5 тыс. штук), который занял 14-е место, обогнав многие популярные модели! Если у нас в моду входят городские универсалы такого типа – значит, мы тоже часть Европы…

ВОСЬМЫЕ В МИРЕ

Итак, продажи в России в 2006 году впервые превысили 2 миллиона штук: 1 млн. – новые иномарки, 760 тыс. – новые российские автомобили и еще 260 тыс. ввезенных подержанных иномарок. Все вместе – 2 млн. 20 тыс. При этом продажи новых иномарок выросли на 66,4%, российских марок – упали на 8,4%, а импорт секонд-хэнда сократился на 20%. В целом рынок новых машин вырос по сравнению с 2005 годом на 23,6%, а в денежном эквиваленте, по расчетам партнера компании PricewaterhouseCoopers Стэнли Рута, и того больше – на 45%.

Таким образом, Россия по итогам 2006 года переместилась в мире с 10-й на 8-ю позицию, обойдя Бразилию и Испанию. В когорте самых автомобильных стран мира случились большие перемены. Китай обошел Японию и стал вторым в мире рынком после США по объемам продаж новых автомобилей. Четвертую позицию в мировом рейтинге удерживает Германия, где в прошлом году отмечался небольшой прирост (около 1%). Пятое, шестое и седьмое место занимают Великобритания, Италия и Франция.

В 2007-м мы вполне можем переместиться еще на одно место вверх. Правда, рост рынка иномарок может несколько замедлиться. По некоторым оценкам, в 2007 году продажи иностранных машин вырастут на 38–40% и в количественном выражении составят чуть меньше 1,5 млн. штук. Объем реализации новых российских автомобилей в лучшем случае останется на сегодняшнем уровне, а подержанных иномарок завезут чуть меньше, чем в 2006 году (примерно 220–230 тыс.).

А вот к 2015 году, по прогнозам Стэнли Рута, у нас в стране будут продавать 3–3,5 млн. машин в год, и по этому показателю Россия выйдет на второе место в Европе после Германии. Нам бы еще дороги, как в этой стране, да организацию движения… Впрочем, восемь лет – немалый срок, чтобы многое изменилось. К лучшему, разумеется.

В 2006-м рост продаж составил 23,6% по сравнению с предыдущим годом, а в денежном эквиваленте рынок увеличился на 45%!

Подпишитесь на «За рулем» в