Крупнейший в Азии

Крупнейший в Азии

В прошлом году в мире выпущено 27 969 автобусов с трехлучевой звездой – что ж, лидерство марки «Мерседес-Бенц» в том или ином сегменте автомобильного рынка воспринимается почти как должное. А вот второе место китайской компании «Ютонг» (китайцы говорят «Юйтун», а полное название фирмы Zhengzhou Yutong Bus), собравшей 20 340 автобусов, во многом стало откровением. Даже учитывая главное достоинство китайских товаров – невысокую стоимость, доход от продаж составил более одного миллиарда долларов! Впрочем, автобусы обеспечивают лишь 60% оборота компании, которая также выпускает комплектующие, запчасти, промышленное оборудование и даже занимается недвижимостью. В общенациональном списке крупнейших промышленных корпораций Китая «Ютонг» на 41-м месте, а Промышленно-коммерческий банк страны восьмой год подряд присваивает компании наивысший рейтинг инвестиционного доверия – ААА.

СЕКРЕТ УСПЕХА

Штаб-квартира и производство расположены в полутора часах лета на юг от Пекина в городе Чжэнижоу (Zhengzhou) – здесь живет шесть миллионов человек, но название вряд ли что скажет русскому и европейскому уху. Гораздо известнее монастырь Шаолинь – он лишь в сотне километров и экскурсия туда входит обязательной составляющей в программу визита в эти края.

Завод площадью 1,3 млн. м2, на котором работает 10 тыс. человек, – головной из четырех принадлежащих «Ютонгу» и самый большой в Азии по производству автобусов. Работая в одну смену, он выпускает сотню машин в день, двухсменная работа из-за длительной сушки установлена лишь для окрасочного цеха. Никаких роботов и автоматики нет. Тому причиной огромное разнообразие моделей длиной от 6 до 18 м и дешевая рабочая сила.

Китайский автопром демонстрирует сверхэнергичные темпы: полный цикл разработки новой модели занимает лишь около года. Говорят, такая скорость достигается благодаря современным технологиям проектирования – придется поверить на слово, поскольку ни исследовательских центров, ни лабораторий, ни конструкторских бюро посетить не удалось. Зато увидели огромные стоянки готовой продукции – во многих моделях проглядывают черты европейских прототипов. Да и многие узлы и агрегаты имеют те же корни: двигатели поставляет совместное предприятие с «Камминсом», коробки передач – копии ZF и «Аллисон», сцепление «Сакс», рулевое управление ZF, тормоза «Вабко», кресла выпускают на линии, купленной у немецкого «Фогеля». А вот мосты оригинальные, китайские. В зависимости от желания покупателя комплектация машин обеспечивает соответствие экологическим нормам Евро II или Евро III. В 2002 году создано совместное предприятие с фирмой МАН (доли участия распределяются поровну), давшее «Ютонгу» вполне легальный доступ к современным технологиям – объем выпуска СП достигает 10% общей производственной мощности компании.

«ЮТОНГ» ИДЕТ В РОССИЮ

Три четверти продукции поглощает бездонный внутренний рынок, на котором доля компании достигает 22%.

В списке двадцати шести импортеров три первых места занимают Куба, Иран и Россия. В двух первых странах организованы сборочные производства, так что со временем подобного можно ожидать и у нас.

В Россию уже поставлено около тысячи автобусов, прошедших адаптацию к местным условиям эксплуатации. Недавно подписан контракт с генеральным дистрибьютором – компанией «Сторк» на очередные пятьсот машин для Санкт-Петербурга. Среднеразмерные семиметровые ZK6737D стоимостью 1 млн. 347 тыс. рублей, как и купленные ранее, будут работать в качестве маршрутных такси. Любопытно, что большинство машин придет из Китая в Питер своим ходом (!) и лишь некоторая часть по железной дороге.

Сегодня компания «Ютонг» только начала «поход на Запад» – один действующий дилер в России, по два в Европе и других странах СНГ. Но уже подписаны дилерские соглашения с компаниями в Москве, Челябинске, Казани, Перми, Чебоксарах, Самаре. На очереди Екатеринбург, Нижний Новгород, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск, Саратов, Воронеж, Тольятти, Барнаул. Ближайшая задача – развитие дилерской и сервисной сети, создание региональных складов запчастей. Что касается глобальных планов, то они поистине наполеоновские – стать крупнейшим производителем автобусов в мире! Учитывая темпы роста, это вполне возможно в течение нескольких ближайших лет. Однако авторитет зарабатывается многолетним лидерством не только в производстве, но и в исследованиях, перспективных разработках, качестве и надежности машин, а здесь компания «Ютонг» находится лишь в начале пути.

Из-за обилия моделей всех цветов радуги заводской двор больше похож на рынок – здесь сложно найти два одинаковых автобуса.

Подпишитесь на «За рулем» в