Из жизни насекомых

Из жизни насекомых

Забавные автомобильчики давно обжили улицы европейских городов. Они, как муравьи, шустро лавируют в плотном потоке, ловко паркуются там, где обычную машину не втиснешь. Их называют микроавтомобилями, но прижилось и другое имя – квадрициклы.

СОГРАЖДАНЕ ЖУКИ

Юркие, но вполне комфортные и, кстати, безопасные, они заполняют нишу между мопедами и автомобилями. Правда, увы, совсем не быстрые – законодательно скорость ограничена 45 км/ч. Но и компенсация за это щедрая – управлять «жуками» можно без водительского удостоверения! Ну а любителям быстрой езды производители предлагают более мощные модификации, развивающие аж до 110 км/ч. Но прежде чем сесть за руль такого квадрицикла, извольте получить права (по-европейски – лицензию).

О некоторых представителях мира автомобильных насекомых мы уже писали – например, «Пьяджо-М500» и «Лижье-БиТу» (ЗР, 2004, № 12). Но популяция в этом классе быстро растет – на рынке все больше предложений. Скажем, фирма «Лижье» помимо экстравагантного «БиТу» предлагает «ИксТу» с более традиционной внешностью. Заслуживают особого внимания две модели французской компании «Эксам» – 741-я и кабриолет «Скаути», а также их земляки – «Шатене-Барудер», «Белье-Диван II» и «Микрокар-МС1». Итальянская компания «Грикав», помимо коротышки «ЕКЕ 505», делает даже миниатюрный «ЕКЕ Пикап». Это далеко не полный список рода насекомых, а лишь самые яркие его представители.

Среди микроавтомобилей встречаются и коммерческие модели. Компания «Микрокар» предлагает ма-а-аленький грузовичок «Шерпа». А фирма «Эксам» производит миниатюрные фургоны и даже самосвалы (!) «Мега». Эти труженики идеально подходят для самых тесных городских улиц старых европейских городов, где не протиснутся даже обычные легковые автомобили.

РАЗЛОЖИМ ПО КОСТОЧКАМ

По конструкции квадрициклы похожи как две капли воды. Под капотиками двухцилиндровые дизельные моторчики трех марок: «Ломбардини», «Кубота» или «Янмар». Все они с жидкостным охлаждением, рабочий объем 400–500 смз, мощность 5,4 л.с. Расход топлива более чем скромный: если верить производителям – всего-то 3–3,5 л/100 км (заметьте, дизтоплива, а не бензина). Конечно, предлагают и более мощные, от 10 до 25 л.с., бензиновые и дизельные версии. Но для езды на этих машинах нужна обычная водительская лицензия.

Привод у всех квадрициклов на передние колеса, а передаточное отношение в трансмиссии меняет бесступенчатый вариатор. Управление таким «автоматом» упрощено до примитива – селектор имеет всего три положения: «вперед», «назад» и «нейтраль». А вот тормоза, несмотря на тихоходность и малый вес автомобильчиков (как правило, не больше 350 кг), не примитивнее, чем у привычных машин: дисковые на всех колесах с двухконтурной гидравликой. Передняя подвеска – типа «Мак-Ферсон», задняя – аналогичная по архитектуре либо на параллельных рычагах.

Вопреки бытующему мнению, с точки зрения пассивной безопасности квадрициклы ведут себя вполне достойно. На всех сиденьях трехточечные ремни, в богатых комплектациях есть даже подушка для водителя. Силовую структуру кузова производители тщательно, как и для взрослых автомобилей, рассчитывают, моделируют и испытывают на компьютерах. Затем проводят реальные крэш-тесты. В основе у всех машинок пространственная рама. «Пьяджо» делает ее из стали, остальные фирмы для снижения массы – из алюминия. Помимо защитной функции, силовой каркас несет на себе основные узлы и агрегаты.

Наружные панели, навешанные на пространственную раму, у квадрициклов, как правило, пластиковые. Фирма «Пьяджо», например, использует полиэфир, усиленный стекловолокном. «Эксам» и «Шатене» делают их из АБС-пластика. Внешние панели «Грикав-ЕКЕ» – алюминиевые, а у «Лижье-БиТу» капот и съемная крыша из поликарбоната.

По оснащению и разнообразию отделки малыши ничем не уступают старшим. Для каждой модели производители предлагают как минимум три варианта комплектации, отличающиеся материалами обивок дверей и сидений, ассортиментом дополнительного оборудования. Например, можно заказать магнитолу с CD-проигрывателем, навигационную систему, отопитель и кондиционер (базовые версии – без них), подстаканники и «бардачки», даже вставки под дерево или накладки из алюминия.

Существуют и нестандартные решения, например «Лижье-БиТу». Поскольку вместо дверей у него трубчатые рамы, а салон открыт дождям и ветрам, подбирали такие материалы отделки, которые легко очистить от грязи и пыли, а динамики аудиосистемы упрятали под панель приборов. Сами приборы у «Лижье» в духе современной моды вынесены в центр «торпедо». Словом, водитель не почувствует себя ущербным.

ТЯГА К ЭЛЕКТРИЧЕСТВУ

Борьба за экологию коснулась и изготовителей квадрициклов. Хотя моторы, установленные на микроавтомобилях, и отвечают нормам Евро II, но в наши дни этого недостаточно. Поэтому «насекомые», вслед за более «высокоразвитыми» машинами, тянутся к электричеству.

Электромобиль «Микрокар-ZENN» в июне 2006 года в Париже завоевал звание лучшего городского автомобиля в конкурсе перспективных разработок «Мишлен Бибендум Челендж». Еще один квадрицикл на электротяге «Грини-АС1» показала на последнем автосалоне в Женеве компания «Рева». Зарядив его от обычной розетки 220 В, семья – двое взрослых и двое детей – может проехать до 90 км.

Студенты Массачусетского технологического института при активной поддержке «Дженерал моторс» создали перспективный миниатюрный электромобиль «Сити Кар», заложив в конструкцию немало оригинальных решений. Например, все колеса поворачиваются на 90 градусов, сводя радиус поворота практически к нулю. Рама умеет складываться пополам. Задняя часть приподнимается, и место, которое занимает и без того небольшая машинка на парковке, сокращается вдвое. Словом: кто может, пусть сделает компактнее! Правда, будущее этого концепта пока туманно.

В нашей стране «жуки» никогда не появлялись, но несколько лет назад предпринимали попытку создать свой микроавтомобиль. Компания «АСМ-холдинг» несколько раз демонстрировала на выставках машину под названием «Мишка». Был даже электрифицированный вариант. Увы, дальше прототипов дело не пошло: «Мишка» так и остался мечтой о «жучке» российской породы.

ЛЮБИТЕЛЯМ НАСЕКОМЫХ

Кого производители квадрициклов видят в числе потенциальных покупателей? В первую очередь начинающих молодых водителей, еще не получивших права, – микрокары помогут подготовиться к полноценной автомобильной жизни. Или, наоборот, людей пожилых, которым нужно, не торопясь, съездить в супермаркет. Маленькие машинки просты в управлении, да и найти место на тесной парковке попроще. Наверное, поэтому число владельцев квадрициклов с каждым годом растет. Впрочем, любителей этих «насекомых» было бы намного больше, но... Микрокары, отвечающие всем современным требованиям, в Европе стоят 10–12 тыс. евро и по цене конкурируют с более вместительными и мощными автомобилями. Дороговато, даже для энтомологов-любителей!

Среди обитателей Земли насекомые – одни из самых многочисленных и разнообразных классов. Разрастется ли их автомобильное племя? Кстати, насекомые пережили многие природные катаклизмы, а вот динозавры и мамонты вымерли.

Подпишитесь на «За рулем» в