Граница – на замке?

Граница – на замке?

В России сегодня работают 190 автомобильных пунктов пропуска (АПП). Между прочим, недавно заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Владимир Малинин... призвал закрыть 73 АПП! Открывали эти пункты в свое время по просьбе местных властей, но через добрую половину из них проходит всего десяток автомобилей в сутки. Зато в других пунктах, по образному выражению заместителя министра транспорта России Евгения Москвичева, денно и нощно «полный аншлаг». Перевозчики кукуют в пробках на подходах к границе даже не часами – сутками. Анализ Минтранса показал, что потери доходов отечественных перевозчиков от ожидания въезда в режимную зону на 14 основных АПП в 2006 году составили свыше 3 млрд. рублей (в два раза больше, чем в 2005-м). Только по АПП «Торфяновка» их размер – 1,5 млрд. А с учетом убытков зарубежных перевозчиков потери российской экономики достигают 7,5 млрд. рублей. Между прочим, эта сумма в конечном итоге переложена на потребителя, то есть на нас с вами...

Да и в очередях рядом с грузовиками выстаивают рядовые автомобилисты, собравшиеся на своих легковых машинах в отпуск. Как обстоят дела в 2007-м?

НА СЕВЕРНЫХ РУБЕЖАХ

Самое близкое «настоящее» зарубежье – это, конечно, Финляндия. Если раньше поездка туда была событием, то сейчас для многих россиян, особенно жителей Санкт-Петербурга и всего Северо-Западного региона страны, это рядовое действие. Правда, автор несколько лет назад простоял в очереди к АПП «Торфяновка», что на трассе Санкт-Петербург–Хельсинки «Скандинавия», около шести часов. И это был далеко не рекорд...

Но ситуация меняется: 200 км трассы от северной столицы до границы улучшаются с каждым годом, а обход Выборга сегодня и вовсе радует – современное многополосное шоссе. Развивается инфраструктура: вдоль трассы выстроились десятки современных АЗС с кафе, магазинами и даже теплыми туалетами (ура!). Автомастерские, мотели, офисы страховых компаний, где можно в любое время суток купить «зеленую карту»... На этом приятные ощущения заканчиваются. Потому что часть международной трассы по-прежнему не что иное, как двухполосное, весьма раздолбанное российское шоссе, где все время надо быть настороже.

Но очереди на «Торфяновке» в конце мая не обнаружили вовсе – небывалое дело! Как нам объяснили пограничники, так бывает далеко не всегда.

– Вот сейчас утро, будний день, машин немного, а к вечеру может и небольшая очередь собраться, – охотно поясняет офицер – старший наряда. – Вечером в пятницу, глядишь, выстроится приличная колонна легковых машин. А основной поток начнется с июня – сезон отпусков, школьные каникулы... Бывает, хвост вытягивается изрядный – по три-четыре часа люди стоят. А рекорд – 8 часов! К счастью, у нас такое редкость...

К слову сказать, АПП «Торфяновка» стоит на самом оживленном участке трассы, через него идет еще и основной грузовой поток. Хотя для легковых автомобилей выделена отдельная полоса, всегда есть опасность зависнуть в пробке. Те, кто не любит рисковать, делают небольшой крюк и пересекают границу через АПП «Брусничное» – там поток меньше. Совсем уж осторожные отправляются кружным путем, через АПП «Светлогорск» (еще плюс 50 км) – там длинных очередей не бывает, но дорога куда хуже.

ГОТОВ ПОСТОЯТЬ… В ОЧЕРЕДИ!

– Как правило, в летний период наблюдаются очереди на всех пунктах пропуска, во всех направлениях, – со знанием дела говорит Александр Шерстнев, заместитель руководителя департамента Минтранса РФ. – И хотя теперь многие пункты работают по упрощенной схеме, в связи с большим потоком легковых автомобилей все равно возникают заторы. Свою лепту вносят и грузовики. Когда стоит огромная очередь из фур, объехать ее на легковой машине непросто.

По словам чиновника, довольно трудно предсказать, как реально сложится ситуация в том или ином направлении. В Минтрансе пока прогнозируют, что она будет вполне нормальной. Конечно, по направлению основного потока, на границе с Украиной периодически будут возникать очереди из легковых авто. Поэтому в некоторые дни июля-августа автомобилистам придется постоять несколько часов (обещают три-четыре, не больше) на основных АПП – «Нехотеевка» (по трассе Москва–Симферополь) и «Троебортное» (Москва–Киев). Оба АПП недавно реконструированы, так что серьезных проблем там не ожидается. Разве что вмешаются некие форс-мажорные обстоятельства – скажем, серьезные ДТП в районе перехода. В таком случае никакие прогнозы не работают...

Куда больше проблем будет на пограничных переходах с Латвией и Эстонией, что связано с большим количеством грузового транспорта: переходы старые, не рассчитанные на такой поток. Как всегда, ожидаются очереди (до 4–5 часов). Кстати, это может коснуться и тех, кто путешествует на автобусе.

– Но такого, чтобы автомобилисты стояли в очередях сутки, надеюсь, не будет нигде, – уверяет Александр Шерстнев.

Очень бы хотелось верить.

ГРУЗОВЫЕ СТРАДАНИЯ

Говорят, на ситуацию с грузовыми (и отчасти легковыми) перевозками повлияла позиция белорусских властей. Белоруссия для нас, конечно, союзная страна, но руководители ее регулярно используют российский транзит для политического давления. То вдруг без объявления введут систему депозитов за перемещение автомобилей и грузов по своей территории, то обяжут всех россиян следовать по белорусским дорогам только в сопровождении эскорта (платного, конечно). Перевозчики жалуются, что время от времени часть грузов конфискуют под надуманными предлогами…

Кому такое понравится? Как результат, большая часть грузопотока из Европы ныне идет в обход «братской» страны – через страны Балтии. А пограничные переходы Латвии и Эстонии к такому наплыву оказались просто не готовы. Вот несколько свежих сообщений: очередь грузовых автомобилей на АПП «Себеж» (трасса Рига–Москва) растянулась на 10 км, время ожидания 3–4 дня; на эстонско-российской границе в Нарве в очереди стоят 150 грузовиков (ожидание не меньше суток), на пограничных пунктах «Койдула» и «Лухамаа» – порядка двух суток. Отныне водителям, которые совершили рейс в Россию, европейские перевозчики сразу предоставляют небольшой отпуск для реабилитации.

Автолюбителям на легковых машинах, конечно, легче, но все-таки, выбирая маршрут для путешествия, советуем предварительно узнать (хотя бы через знакомых), какова обстановка на границе. Особенно если собираетесь в страны Балтии или в Европу (через Белоруссию).

...Недавно первый вице-премьер правительства России Сергей Иванов поставил перед таможенниками и транспортниками задачу создать на приграничных пунктах пропуска «зеленый» коридор для пассажирского и легкового автотранспорта – подобный тем, что существуют сегодня в крупных международных аэропортах. Улучшаются и дороги, которые ведут к границам. Скажем, в прошлом году закончили строительство обходов Выборга, Советска. В нынешнем ведут капитальный ремонт автодороги на подъезде к Рудне (на трассе Москва–Минск), участке шоссе Калининград–Мамоново... Когда-нибудь, наверное, мы будем жить в цивилизованной стране и буквально «пролетать» границу, как сейчас происходит повсюду в Европе. Но это – когда-нибудь, а пока, собираясь в заграничный вояж, надо быть готовым преодолевать трудности. Похоже, мы, россияне, иначе не можем.

ПРЕДЪЯВИТЕ ДОКУМЕНТЫ

Для пересечения границы необходимо иметь паспорт (если нужно – с действующей визой), водительское удостоверение, свидетельство о регистрации автомобиля, нотариально заверенную доверенность (если автомобиль не ваш), российский полис ОСАГО и «зеленую карту» (или страховой полис страны, куда направляетесь).

Потери отечественных перевозчиков от ожидания въезда в режимную зону на 14 основных АПП в 2006 году превысили 3 млрд. руб.

Подпишитесь на «За рулем» в