Наших вседорожников прибудет

Наших вседорожников прибудет

– Сузуки-сан, ваша компания стала уже четвертой автомобильной фирмой, которая строит предприятие в Санкт-Петербурге. Почему вы так долго решались – открывать завод в России или нет?

– Этот приезд в Россию – первый в моей жизни. До этого я был знаком с вашей страной только заочно, но мы внимательно наблюдали, что у вас происходит, и убедились, что здесь очень хорошие перспективы. Продажи автомобилей «Сузуки» из года в год растут: в прошлом году мы реализовали 16,1 тыс. автомобилей, а всего с 1999-го – свыше 40 тысяч. Наши партнеры из компании «Иточу», с которыми мы в 1990-х открыли успешный завод в Венгрии, согласились, что пришло время строить предприятие и в России.

– А вы консультировались с представителями других японских компаний, которые уже работают в РФ, насчет места для строительства?

– Нет, но на наше решение, конечно же, повлиял тот факт, что в Санкт-Петербурге уже строит свой завод компания «Тойота».

– Сколько человек будет работать на вашем заводе?

– Примерно 500, точнее сказать не могу: мы еще не определились, какова будет степень механизации. У компаний большой опыт – «Сузуки» имеет сборочные предприятия в 23 странах мира, и больше половины из 2,4 млн. автомобилей, которые мы выпускаем в год, собирают за пределами Японии.

– Исходя из такого опыта, как вы учитываете специфику национальных рабочих кадров – ведь она есть?

– У квалифицированных рабочих – практически нет. Но для строящегося предприятия приходится нанимать новые кадры. И тут в каждой стране ищем свой подход. Скажем, в Индии и Вьетнаме, где не хватает высококвалифицированной рабочей силы, мы предпочитаем набирать сотрудников из числа бывших крестьян, с нулевым опытом работы на промышленных предприятиях, и обучать их с чистого листа. В Канаде – другая ситуация, мы принимаем на работу уже опытных специалистов. У вас, в России, видимо, мы выберем третий путь – искать квалифицированных специалистов и одновременно принимать для обучения молодых людей без опыта работы в автопроме.

– По планам в Санкт-Петербурге будут собирать две модели – популярный вседорожник «Гранд Витара» и новинку – полноприводный седан SX4. Почему выбрали именно эти автомобили?

– В стране с таким сложным климатом, как Россия, полноприводные автомобили пользуются особой популярностью, а благодаря российской сборке они, надеюсь, станут доступнее. Хотя и при нынешней цене, как мне сказали, очередь на «Гранд Витару» и SX4 доходит до полугода.

– А нельзя ли в связи с таким спросом увеличить квоты поставок для России?

– Увы, очереди за автомобилями – это проблема не только России. Наши покупатели в Европе и даже в Японии тоже вынуждены ждать заказанные машины несколько месяцев.

– Давайте вернемся в Россию. Вы, наверное, уже знаете, что у нас, по сути, нет современных производств комплектующих…

– Это вопрос времени. Такие проблемы возникали почти в каждой стране. Когда мы решили строить завод в Венгрии, нас тоже пугали этим – мол, нет современных комплектующих... А сейчас большая часть производится на месте и экспортируется. У вас одновременно строится несколько крупных сборочных автозаводов, так что, уверен, проблема комплектующих решится быстро.

– А те машины, которые уже через два года начнете собирать в РФ, будут чем-то отличаться от предназначенных, скажем, для Европы?

– Нет, особых комплектаций не будет, как и изменений в конструкции. Возможно, проведем небольшие специфические изменения в соответствии с требованиями вашего рынка.

– Ваш завод в венгерском Эстергоме начинался как сборочное предприятие, ориентированное только на местный рынок. А сейчас он работает на всю Европу. Есть ли такие шансы у Санкт-Петербурга?

– Все возможно. Мы планируем уже через три года продавать в России не меньше 50 тыс. автомобилей «Сузуки» (30 тыс. российского производства и 20 тыс. импортных). Если спрос увеличится, выпуск в Санкт-Петербурге возрастет. Возможен и экспорт части продукции в страны Европы. Да и модельный ряд в Санкт-Петербурге в перспективе тоже будет расширен.

– Сузуки-сан, в модельной линейке вашей компании сейчас, на мой взгляд, не хватает большого седана… Можно ли его ждать?

– Я отвечу вам так: мы когда-то начинали с мопедов и микролитражек, а сейчас производим автомобили с двигателями объемом до 3,6 литра...

Российское предприятие «Сузуки» займет 23 га земли по соседству с заводом «Тойота»; на начальном этапе инвестиции собственников («Сузуки мотор» и компания «Иточу», которая занимается продажами автомобилей в России) составят 3 млрд. руб. Первый автомобиль должен сойти с конвейера уже в конце 2009 года; проектная мощность предприятия – 30 тыс. машин в год.

Подпишитесь на «За рулем» в