Брат милосердия

Брат милосердия

На необъятных просторах России все еще достаточно мест, куда можно только долететь, и то лишь в хорошую погоду. «Группа ГАЗ» предложила свой, земноводный вариант «скорой». Суть в следующем: использовать для оказания помощи больным из труднодоступных мест специальное транспортное средство на базе плавающего гусеничного вездехода ГАЗ-34039.

ГДЕ ПЕХОТА НЕ ПРОЙДЕТ

Базовая модель, разработанная конструкторами ГАЗа и выпускаемая на Заволжском заводе гусеничных тягачей (ЗЗГТ), производится далеко не первый год и успела заслужить уважение потребителей – геологов, нефтяников и военных.

Основа вездехода – герметичный водоизмещающий несущий корпус, к которому крепятся балансиры (рычаги) катков, двигатель, коробка передач, раздатка и прочее. Проверенная временем конструкция имеет, пожалуй, только один существенный недостаток – низкий виброакустический комфорт. Впрочем, изначальный заказчик – Министерство обороны на такие мелочи внимания не обращал. По его же требованию машину сделали низкой и компактной, следствием чего стала весьма и весьма плотная компоновка.

В кабину водителя ведет небольшая дверца, через которую надо изловчиться пролезть внутрь, не наступив на подушку сиденья. Посадка вполне удобная, хорош и обзор. Все это благодаря отсутствию громоздкого руля и его колонки – вместо них здесь два рычага управления по бокам кресла. Справа от водителя покатый капот, под которым скрываются агрегаты. Расположены они в непривычной последовательности: первой идет угловая главная передача привода передних ведущих звездочек, за ней – демультипликатор и коробка передач. Точно так же, друг за другом, выходят «на поверхность» их рычаги управления. В конце цепочки за кабиной – минский дизельный двигатель с турбонаддувом (такой же используют на «Валдае»). Все это хозяйство позволяет машине без труда покорять направления со скоростью до 60 км/ч. Водные рубежи тоже не проблема, но плыть приходится в десять раз медленнее, поскольку движителем служат те же гусеницы (ни водомета, ни гребного винта создатели не предусмотрели). А чтобы не заблудиться в бескрайней глуши, внедорожник снабдили GPS-навигацией и, на крайний случай, радиомаяком.

КАБИНЕТ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ

Пассажирский отсек «неотложки» оборудовали в соответствии с принятым в скорой помощи классом «В» – для проведения лечебных мероприятий силами врачебной бригады, транспортировки и обследования пациентов на догоспитальном этапе (существует также класс «А» – помощь на дому и «С» – реанимобиль). При необходимости здесь можно разместить троих лежачих больных и двоих сопровождающих медиков, однако штатным считается другой вариант: один больной лежа, трое – сидя. Плюс два врача, один из которых едет в кабине рядом с водителем.

Вход в отсек – через дверь в задней стенке машины. Слева складные носилки, установленные на приемном устройстве, способном поворачиваться до совмещения с дверным проемом. Чтобы не растрясти пациента, узел закреплен на корпусе машины через резиновые демпферы.

Перечень специального оборудования весьма внушителен: системы мониторинга сердца и легких, контроля сахара и газового состава крови. Есть также дефибриллятор и аппарат искусственной вентиляции легких, снабженный концентратором кислорода. Последний позволяет больному не зависеть от возимого запаса кислорода в баллонах, поскольку ассимилирует его прямо из окружающего воздуха. В укладках предусмотрены средства иммобилизации – складные шины и вакуумный матрас. Для обезболивания можно использовать как инъекционные анальгетики, так и ингаляционный наркоз с закисью азота. Принять роды в столь необычных условиях поможет стерильный акушерский набор, а замерзнуть младенцу в первые же часы жизни не позволит мощный автономный отопитель. Жаль только потолок низковат, при высоте салона 1650 мм рослому доктору будет неудобно. Впрочем, специалисты завода-изготовителя в курсе дела и обещают вот-вот устранить недостаток.

Спешка понятна – машина под индексом ГАЗ-340394 скоро станет серийной, ориентировочная потребность в ней достигает 100 единиц в год.

Подпишитесь на «За рулем» в