Мыть иль не мыть?

Мыть иль не мыть?

Главное отличие российских дорог от европейских не в качестве покрытия, разметке или развязках. На их дорогах практически нет грязи. Тем не менее для автомобилей с газоразрядными ксеноновыми фарами даже в Европе обязательны струйные омыватели. А вот очистители фар со щетками теперь почти не встретишь – и надежность у них так себе, и безопасность при наезде на пешехода ухудшается. Что ж, может оно и так, но с грязью они справлялись не в пример лучше современных «мойщиков», которых теперь называют не струйными фароочистителями, а фароомывателями. По сути, верно – омыть это не очистить!

СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ

Итак, дано – «Форд-Фокус» с омывателем фар, девять конусов со светоотражающим покрытием и два человека, желающих провести летнюю ночь в беготне вокруг конусов в глухом тупике.

Загрязнение моделируем: тщательно собираем пыль с дороги, засыпаем в бутылку, разводим водой и старательно взбалтываем. Полученную взвесь переливаем в садовый опрыскиватель и аккуратно распыляем на включенные фары, не забывая выдерживать паузу для высыхания крошечных капель воды. Результат не скорый, зато отличный: фары едва просвечивают сквозь равномерный слой грязи.

В очищенный и промытый бачок залита смесь моющего средства для стекол с водой в соотношении 1:5 – как положено «для сильных загрязнений». Прежде чем начать процедуру «омовения», озаботимся регистрацией результатов. Их фиксирует со штатива профессиональная цифровая фотокамера при определенных параметрах экспозиции и чувствительности матрицы. Полученные снимки просматриваем в программе Photoshop, измеряя яркость одинаковых фрагментов изображений. По трем точкам определяем среднюю величину, значения яркости пересчитываем от максимума (при чистых фарах); результаты – на графике.

Для наглядности в тех же условиях фотографируем и пешехода на обочине. Разумеется, в одежде без световозвращающих элементов – с ними видимость улучшается в разы! Расстояние от автомобиля до первого конуса 15 м, между конусами – 5 м. Все замеры выполнены для ближнего света фар.

МЫТЬЕМ, А НЕ КАТАНИЕМ

Так велика ли разница в освещенности дороги чистыми и грязными фарами? Огромна! Даже по «теоретическим» выкладкам с замерами световой поток грязных фар почти вчетверо ниже, чем чистых. То есть пешеход, которого водитель машины с чистыми фарами увидит примерно за 45–50 м, при грязной «оптике» заметен лишь на вдвое меньшей дистанции. В зависимости от скорости это 1–1,5 секунды. Как раз те самые, которых может не хватить…

Омыватель фар у «Фокуса» включается одновременно с омывателем стекла, но лишь на каждое четвертое нажатие, или после длительного перерыва. Длительность подачи жидкости на фары не зависит от воздействия на кнопку в торце рычага. После первого «полива» на вид состояние фары практически не улучшилось, но световое пятно на дороге стало немного ярче. А после трех включений (12 нажатий) заметно посветлело. Граница обнаружения пешехода отодвинулась на 15 м, но на вид стекло фары так и осталось грязным, разве что ровный фон сменился заметными разводами.

После шестикратного применения (24 нажатия) дистанция обнаружения пешехода увеличилась еще на пять метров, а яркость достигла 67% от «чистого результата». При этом на вид стекла фар назвать даже местами чистыми было бы большим преувеличением. Продолжим? Увы, больше 75% от нормы «омытые» фары так и не выдали, а вот жидкость в бачке закончилась! А ведь ее было 4 литра!

Губка и канистра с водой справились с задачей гораздо лучше – стопроцентная повторяемость результата убедила в корректности измерений.

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТА

Нужно ли доплачивать за струйный омыватель фар? Вопрос не однозначный. Вода и губка сделают их чистыми гораздо эффективнее, правда, придется остановиться на обочине, а это порой не безопасно.

Давление 3–4 атм, развиваемое насосом струйного очистителя, слишком мало для эффективной очистки. Думается, если поднять его до 15–20 атм, результат будет в разы лучше. Проверено моечным оборудованием, с которым даже под минимальным давлением со стекла отлетает любая грязь. Есть и омыватели эффективнее «фордовских». Так, на некоторых БМВ предусмотрено два режима подачи жидкости – обычный и «интенсивный».

На европейских машинах принято совмещать включение омывателей ветрового стекла и фар. Последний действует реже. Но японский вариант с отдельной кнопкой практичнее.

И напоследок напомню: скорость с ближним светом на неосвещенной дороге не больше 90 км/ч! Это – для тех, у кого реакция и ночное зрение молодого леопарда. Если ваш тотемный зверь – скорее пожилой крот, то и 70 км/ч может оказаться многовато. Быстрее на ночной дороге только с дальним светом. И чистыми фарами, разумеется!

НАШИ РЕКОМЕНДАЦИИ

Если троекратное применение омывателя фар совсем не помогло, лучше остановиться и очистить их вручную. Продолжать поливать их через омыватель бесполезно, а вот шанс остаться без жидкости даже для лобового стекла возрастает в геометрической прогрессии.

Фары со стеклянным рассеивателем (или защитным стеклом) явно отмываются лучше, чем пластиковые…

Гораздо лучше, если у вашего автомобиля омыватель фар с отдельным включателем – на наших дорогах, где расход «омывайки» порой сравним с расходом топлива, это безусловный плюс, невзирая на худшую эргономику.

Всегда возите в автомобиле бутылку или небольшую канистру с водой, чтобы при необходимости помыть «свет» вручную.

Подпишитесь на «За рулем» в