Беседуйте на здоровье

Беседуйте на здоровье

«Привет, «Опель», это «Кадиллак»! Будь осторожен: я сломался, стою прямо на дороге, за этим поворотом. Передай, пожалуйста, водителю. А то он наверняка ничего не подозревает».

Конечно, такой диалог не выйдет в эфир буквально, но результаты машинных переговоров действительно помогут водителю избежать неприятных коллизий. Но это – в недалеком будущем. А пока разберемся, что собой представляют эти предсказатели.

НАЧИНАЕМ РАЗГОВОР

Система, разрабатываемая концерном «Джи-Эм», получила название V2V (vehicle-to-vehicle, дословно – от автомобиля к автомобилю). Впрочем, американский автогигант не одинок в благом начинании – в рамках проекта Car 2 Car, помимо немецкого филиала «Джи-Эм», над созданием общеевропейского стандарта для подобных систем работают и такие крупные производители, как БМВ, «Ауди», «Фольксваген», «Даймлер-Крайслер», «Рено», ФИАТ. Логично – ведь машины должны понимать друг друга независимо от марки, а значит, нужен общий язык.

Ну а коли устройством оснастят все автомобили поголовно, оно должно быть надежным и относительно недорогим. Большинство элементов, которые будут в распоряжении электронных «оракулов», уже работают на серийных моделях. В частности, чтобы определить местонахождение машины, система V2V использует приемники спутниковой навигации GPS. Дополнительную информацию о скорости, боковых ускорениях автомобиля или срабатывании подушек и пиропатронов поставляют датчики систем активной и пассивной безопасности. Сигналы от них за миллисекунды поступают в управляющий блок V2V. Тот распознает, что произошло с машиной (допустим, резкое торможение, занос или, не дай бог, авария), и посылает сообщение участникам движения, находящимся в опасной близости. Кстати, автомобили обмениваются информацией по беспроводной высокоскоростной сети LAN – с нею наверняка знакомы те, кто понимает в компьютерах чуть больше обычного пользователя. Радиус действия устройств небольшой, но его вполне достаточно, чтобы у водителя хватило времени правильно среагировать.

На некоторых престижных моделях уже появился активный круиз-контроль: радар смотрит вперед на десятки метров. Его тоже записали в помощники системы V2V. Поэтому она обзавелась не только органами осязания и слуха, но и зрением. Кстати, и мне удалось увидеть новинки в действии своими глазами. Место для показательных выступлений подобрали самое что ни на есть подходящее – на гоночной трассе «Хунгароринг», что неподалеку от Будапешта.

ВСТАНЬТЕ В КРУГ

На площадке внутри трассы, по которой с ревом проносились разномастные спортивные машины, организаторы подготовили несколько упражнений, имитирующих типичные дорожные ситуации. Краткие наставления – и, наконец, занимаю место в одной из машин.

Не успел тронуться, как сзади визг сирен, а в зеркалах замаячила полицейская машина. В голове забегали неприятные мысли, но хладнокровный инструктор посоветовал прижаться к обочине, указав на дисплей, на котором появился автомобиль с мигалкой. Спасибо за напоминание, умная система! Но такую помеху я вряд ли не замечу, благо на наших дорогах подобные встречи не редкость.

Впрочем, как и ремонт дороги – сымитированное препятствие значилось следующим номером программы. О нем V2V тоже заранее оповестила соответствующей пиктограммой. Кстати, автомобиль дорожных служб не только предупредит о ремонте, но и укажет на свободный ряд и напомнит об ограничении скорости.

«За этим поворотом – опасность!» – подсказывает электронный спутник. Для уверенности он решил еще и потрясти подушку сиденья. От этого я испугался больше, чем от появившегося передо мной автомобиля с мигающей «аварийкой». Но когда кресло завибрировало перед следующим испытанием, воспринял это уже с пониманием. И ведь действительно «проспал»! Вовремя не заметив, что движущийся впереди автомобиль сбросил скорость и расстояние между нами быстро сокращается. Устройство среагировало своевременно – мне даже не пришлось энергично крутить рулем или тревожить ABS. Кстати, флагман, которому я целился в корму, всячески пытался себя обозначить, мигая задними фонарями.

На десерт оставили самое страшное испытание. Представьте, что едете по главной дороге, а по второстепенной к перекрестку приближается другой автомобиль. По правилам он обязан вас пропустить, но ведь в жизни всякое бывает. Умом понимаю – сцена идеально отрепетирована опытными инструкторами, однако инстинкт самосохранения непреодолим: в последний момент я не выдержал и повернул руль, чтобы избежать столкновения. Хотя нервничал напрасно – обидчик остановился точно перед стоп-линией. Пришлось собраться и повторить попытку – теперь уж точно не отверну. Перекресток все ближе, автомобиль – тоже. На дисплее появилась тревожная картинка, сработал вибромассажер, но я продолжал ехать. Тогда система пошла на крайние меры – нажала на тормоз. Но, увидев, что соседний автомобиль остановился, отпустила тормоза, разрешив двигаться дальше. Утверждают, что в критической ситуации V2V готова тормозить в пол и до полной остановки. Я на таком эксперименте настаивать не стал.

Даже сейчас, за несколько лет до появления V2V на серийных автомобилях, ясно – разработчики стараются не зря. Правда, у любой медали есть и обратная сторона. Например, совершенно очевидно, что эффективно беседовать автомобили смогут лишь в том случае, если устройство будет на каждом. Кстати, уйдут в историю и многие условные сигналы, с помощью которых сейчас общаются водители. А ведь иногда так приятно предупредить соседа об опасности мигающей «аварийкой», а в ответ получить от него знак благодарности...

Подпишитесь на «За рулем» в