Ритм большого города

Ритм большого города

Знаете, какой автомобиль самый лучший с точки зрения экологии? Автобус! И чем он больше, тем экономичнее и добрее к природе. В пересчете на одного пассажира по расходу топлива и выбросам вредных веществ ни один легковой автомобиль – не конкурент.

15 МЕТРОВ НАСТОЯЩЕГО

Большим городам нужны вместительные автобусы с низким уровнем пола, соблюдением современных норм токсичности и по приемлемой цене. Соотношение цена-эффективность наилучшее у 15-метровой машины. По европейским нормам, длина сочлененного автобуса не может быть больше 18 м, а его вместимость не намного больше, чем 15-метрового. Вдобавок сочлененный автобус намного дороже, в эксплуатации сложнее, в зимнее время и вовсе неудобен. У низкопольных машин ведущие колеса только в прицепной секции, скользкие подъемы – слишком тяжелы. Автобус длиной 15 м – тоже с тремя осями, но загрузка средней ведущей не в пример лучше. Будучи ненамного дороже 12-метрового, он способен перевозить на 25–30% больше пассажиров. Вопреки распространенному мнению, 15-метровые машины столь же маневренны, как 12-метровые: ведь колесная база между первой и второй осью одинакова! Колеса третьей, неведущей оси – поворотные, с активным управлением немецкой фирмы ZF.

Производство автобусов «Волжанин» растет: в 2005 году сделали 240, в 2006-м – 320 городских и междугородных машин. В 2007 году выпустят более 500, большая часть которых – городские.

Собственно, 15-метровые «горожане» из Волжского уже не новость – трехосный «Волжанин-6270» на шасси «Скания» начали выпускать еще три года назад. Автобусы серии «СитиРитм» построены на собственном шасси – так значительно дешевле и больше возможностей для различных комплектаций. В задней части – проверенный временем рядный 6-цилиндровый «Дойц». В зависимости от исполнения он соответствует нормам Евро III или Евро IV. Последний, разумеется, дороже. Передний мост и рулевое управление – фирмы ZF, ведущий средний и поворотный задний мосты – тоже. А конструкция кузова заметно изменилась.

КОЛИЧЕСТВО, КАЧЕСТВО, ЦЕНА

Производителей автобусов в мире – сотни, большая часть широкой публике неизвестна. Ведь для изготовления нужен всего лишь стапель, сварщик и пара помощников. За неделю они запросто смастерят автобус, причем вполне приличный, если конструкция грамотно срисована с удачного аналога. Останется смонтировать агрегаты, привернуть саморезами пол из водостойкой фанеры, обить салон тем, что нашлось под рукой, привернуть сиденья и вставить стекла – их тоже придется закупить на стороне. Не слишком изящно, но подобная продукция находит спрос благодаря отличной ремонтопригодности. Однако кустарное по сути производство крайне трудоемко и может быть выгодным только при очень низкой стоимости труда.

«Волжанин» уже шагнул от постовой сборки к линейной; настала очередь новых технологий для кузова. Стальной каркас с последующей обтяжкой листом уступил место пространственной конструкции из алюминиевого профиля и алюминиевым же наружным панелям. Со стальными элементами конструкции они соединены болтами через изолирующую пленку – чтобы избежать электрохимической коррозии в месте контакта разных металлов.

Алюминиевые профили не дешевы, их импортируют из Швейцарии (отечественных аналогов нет), но трудоемкость сборки кузова значительно ниже. В плюсах – повышенная коррозионная стойкость, отличный внешний вид и возможность снизить массу. Пока, правда, алюминиевый автобус получается не намного легче стального: 12-метровая машина только на 500 кг. Расчет прочности клееной и клепаной конструкции требует серьезной проработки, инженерной и математической.

Алюминиевый кузов из стандартных элементов позволяет в полной мере реализовать модульную конструкцию с разной длиной и количеством дверей. Пока «СитиРитм» существует в двух вариантах – 12 и 15 м. В ближайших планах – компактный 10-метровый автобус для тесных центральных улиц и сочлененный 18-метровый. Количество дверей – по выбору заказчика: две для пригородных и ненапряженных городских маршрутов и три для высокозагруженных. В машине для аэропорта можно сделать двери с двух сторон.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ О БУДУЩЕМ

За рулем автобуса дорога представляется уже и короче. Мощности расположенного далеко позади двигателя – 265 л. с. – хватает, чтобы достаточно быстро разогнать машину до разрешенных 60 и даже до 80 км/ч. Конечно, с салоном, полным пассажиров, динамика будет поскромнее, но достаточна, чтобы не создавать помех городскому движению. Кое-кто из коллег умудрился выжать даже сотню по спидометру. Для городского автобуса явный перебор – ограничитель максимальной скорости не помешает. Тот, кто ездил на грузовиках с пневмоприводом тормозов, не испытает проблем и здесь. Система «Вабко» не только позволяет четко дозировать замедление, но и сокращает время реакции устройства благодаря электронному управлению. Однако гораздо приятнее (и полезнее для бюджета автопредприятия) использовать тормоз-ретардер. Рычажком справа от руля выбирают один из трех режимов замедления при подъезде к остановкам, им же ограничивают скорость на уклонах без использования рабочей тормозной системы. Кстати, ретардер для городского автобуса имеет другие характеристики, нежели замедлители грузовых автомобилей и туристских автобусов: он эффективен в диапазоне более низких скоростей – 5–30 км/ч. Тормоза, разумеется, с ABS. Пневмоподвеска – с функцией книлинга (англ. kneeling): позволяет машине приседать на правую сторону на остановках, облегчая пассажирам и без того не тяжелый, без ступеней, вход в салон. Пассажир в инвалидной коляске сможет воспользоваться вмонтированной в пол у средней двери откидной рампой. Увы, но даже такое немудреное устройство надо заказывать за границей.

Низкопольные автобусы специально созданы для того, чтобы ускорить посадку и высадку пассажиров. Об этом стоит подумать и городским властям, внедряющим громоздкие системы для контроля оплаты проезда. Ведь разделение зон посадки и высадки снижает эффективность использования техники, уменьшает среднюю скорость, увеличивает расход топлива и количество вредных выбросов.

[caption id="attachment_201906" align="aligncenter" width="150" caption="Единую крышку моторного отсека поддерживают целых четыре газовых упора.

Зато доступ – отменный.

"]

[/caption]У создателей «Волжанина» – свои виды на будущее. Завод планирует производство машин с гибридным приводом, позволяющим улучшить экологические показатели. Пока эти планы выглядят фантастичными, но кто знает, какими станут наши города через несколько лет? В конце концов, конкурентоспособный автобус всегда найдет спрос. В прошлом году на выставке в Ганновере двухосный «СитиРитм-12» уже обратил на себя внимание не только конкурентов, но и зарубежных заказчиков. Несколько машин уже находится в опытной эксплуатации за рубежом. Но в России «волжан» намного больше.

Лучший городской автомобиль – это автобус. В большом городе – свой ритм. Будет ли это «СитиРитм-15»?

Подпишитесь на «За рулем» в