Вода в ступе

Вода в ступе

Динамика разгона – параметр, безусловно, важный, но куда более важен его антипод – динамика торможения. От первого зависит производительность автомобиля, удобство управления и отчасти удовольствие, получаемое от вождения. От второго – все остальное, включая жизнь водителя и тех, кто вдруг оказался на пути многотонного автопоезда. Поэтому тормоза надо беречь. Но как? Ведь закон сохранения энергии неумолим: если уж поднялся на гору, то при спуске всю затраченную на подъем энергию придется превратить в тепло. (Не будем мелочиться – пренебрежем ее потерями на сопротивление воздуха и качение шин.) Если спуск небольшой, поможет торможение двигателем. Часть энергии уйдет на сжатие и разогрев воздуха в цилиндрах. Процентов пять уклона оно еще может погасить. Круче – нет, придется подтормаживать колесами. Рабочая тормозная система, конечно, остановит машину на любом уклоне, только и у нее есть свои ограничения. На затяжном спуске тормоза перегреваются, стремительно падает их эффективность да и износ пар трения растет весьма заметно.

Помочь рабочим тормозам призваны ретардеры – трансмиссионные замедлители. Конструкций их множество, суть одна – создать в трансмиссии тормозной момент и отвести энергию торможения (тепло) в атмосферу.

Наибольшее распространение на автомобилях получили гидравлические ретардеры. Принцип их работы легко представить на приведенном примере: если толочь воду в ступе, продукт, конечно, не создашь, но воду немного нагреешь. А если вместо воды в сосуде вязкое масло, то разогрев пойдет еще интенсивнее. Вот это тепло, выработанное при торможении, и утилизирует ретардер.

Роль ступы на автомобиле играет статор с жестко закрепленным в нем турбинным колесом гидромуфты, а пестик – насосное колесо, связанное с трансмиссией. Тормозной момент регулируется количеством перемешиваемого масла. Оно же – теплоноситель, отводящий тепло в свой радиатор и далее в атмосферу. Конструктивное исполнение замедлителей различно. Есть ретардеры, собранные в отдельном корпусе, а бывают встроенные в коробку передач: такие называют интардерами, то есть интегрированными. Они могут работать на том же масле, что и КП, или на своем.

Есть электродинамические замедлители – мощные генераторы, преобразующие энергию торможения в вихревые токи и далее в тепло, но, пожалуй, самая перспективная разработка «Фойта» – акватардер. Главное отличие новинки в том, что установлена она не в трансмиссии, а на переднем конце коленчатого вала. Преимущества схемы очевидны: теплоноситель – охлаждающая жидкость двигателя, его же радиатор. Отсюда экономия веса и относительная дешевизна при весьма высокой эффективности. Пока акватардеры применяют только на грузовиках MAН, но, вероятно, скоро они появятся и на других марках.

ЗАМЕДЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Оценить достоинства автопоездов, оснащенных ретардерами, предстояло, что называется, на собственной шкуре – «Фойт» позаботился о такой возможности. Полигон – серпантин на склонах вулкана Этна, что на Сицилии. Недавнее извержение не повредило дорогу, а небольшой дымок из кратеров – не помеха.

У подножия горы выстроилось два десятка груженных балластом (танками с водой) автопоездов – на них и предстояло взобраться по десятикилометровому серпантину, а затем съехать «без тормозов», на ретардере.

По жребию мне выпадает «Мерседес-Бенц Актрос». Подъем в гору занимает минут 20 – затащить на такую высоту 40 тонн груза не так-то легко. Разворот на верхней площадке, и эти тонны начинают возвращать потенциальную энергию высоты, разогревая и без того горячие склоны действующего вулкана.

Уклоны от 6 до 11% с тесными поворотами на 180° – местами больше 20 км/ч ехать просто нельзя, не впишешься. Ну, с богом!

Под горку «Актрос» идет весьма охотно. Еще бы: всемирное тяготение – это вам не «жалкие» 500 «лошадей», натужно тянувшие его наверх. К первому повороту скорость угрожающе растет, пора бы притормозить. Перещелкиваю подрулевой рычаг тормоза-замедлителя сначала в первое положение, а потом и до упора. Но поздно спохватился – погасить инерцию уже набравшего ход автопоезда он не может, приходится осаживать машину рабочими тормозами. Крутой поворот – и новый спуск: теперь ретардер не выключаю вовсе. Совсем другое дело – автопоезд будто попал в песок. Скорость около 40 км/ч, и только перед самым поворотом ее приходится чуть снижать рабочими тормозами. Одним словом, удобно.

Но главное – рабочие тормоза не перегреваются и всегда готовы немедленно вступить в работу. Цена устройства – около 4500 евро. Немало, но на безопасности экономить грешно, а ресурс тормозов, как утверждает «Фойт», возрастает чуть не в пять раз.

Подпишитесь на «За рулем» в