Из эфира

Из эфира

О Николе Тесле, гениальном ученом начала прошлого века, существует масса историй, одна поразительнее другой. Далеко не все они имеют подтверждение, но одному случаю было много свидетельств. Это произошло в 1931 году. Специалисты американской фирмы Pierce-Arrow решили создать электромобиль, заменив бензиновый двигатель электромотором. Поставить таковой было не сложно, проблемы возникли с источником питания. С громадными и к тому же жутко дорогими батареями электромобиль практически потерял способность передвигаться. Для решения проблемы пригласили Николу Теслу, он в те годы считался практически всемогущим. Тесла посмотрел на машину, сходил в местный радиомагазин, купил там радиолампы и прочие необходимые детали и быстро собрал коробочку размером с маленький чемодан, из которой торчали два стержня. Установив прибор в электромобиль, он сообщил инженерам, что с энергией теперь полный порядок. На испытаниях машина показала 150 км/ч – огромную по тем временам скорость даже для обычного бензинового автомобиля. Тесты проводили неделю и за это время не видели, чтобы кто-то заряжал аккумулятор. Когда у Теслы спрашивали, откуда берется электроэнергия, он отвечал: «Из эфира», – подразумевая под этим то ли воздух, то ли землю. Казалось бы, Pierce-Arrow пора было раскошеливаться и праздновать триумф, но эксцентричный ученый в чем-то не сошелся с руководством фирмы и уехал, забрав свою волшебную коробочку. Что внутри, он так никому и не показал.

К чему этот рассказ? Дело в том, что нынешние электромобили ушли от своих предков не так далеко, как бензиновые машины от своих, и создавать их по-прежнему непросто. Например, те же самые драгоценные аккумуляторы занимают слишком много места, не обеспечивая достаточно большого запаса хода. И максимальная скорость обычно невелика. Но это как правило, а значит, есть исключения.

Недавно созданная фирма Tesla Motors (США, Калифорния) представила новинку – Tesla Roadster, автомобиль на самом деле уникальный. Это настоящий суперкар с разгоном до сотни менее чем за 4 с. Максимальная скорость 200 км/ч, и все благодаря легкому, компактному двигателю роторного типа, который, тем не менее, развивает мощность 248 л.с. Непросто поверить, что машина с такими динамическими характеристиками может приводиться в действие мотором «размером с арбуз». А много ли есть машин, которые сопоставимы с Tesla Roadster по динамике, но стоят меньше 300 000 долларов США?! Этот электромобиль входит в такую ценовую категорию.

Волшебной коробочки Николы нет даже в Tesla Motors, так что инженерам пришлось использовать обычные литий-ионные аккумуляторы, которые подзаряжаются при торможении – в рекуперационном режиме. Блок сделали невероятно легким, обеспечив запас хода до 400 км. Это больше, чем у любого другого электромобиля. Разумеется, нельзя забывать и о прочих достоинствах электромобиля – мгновенном отклике на педаль акселератора, очень низком уровне шума и, конечно, минимальном загрязнении окружающей среды. Кроме того, очень важно, что машина весьма надежна, ведь в ней почти нечему ломаться. Деталей гораздо меньше, чем в обычном автомобиле, нет ни свечей зажигания, ни проводов, ни водяной помпы, ни фильтров, ни выхлопной системы… Да и сервисного обслуживания она почти не требует, ведь в нее не надо заливать ни масло, ни бензин, ни охлаждающую или какую-либо иную жидкость.

Естественно, вся машина пронизана электронными «нервами», у которых есть и собственный «мозг» – PEM (Power Electronics Module). Его можно увидеть всякий раз, открыв капот родстера. Этот компьютер следит за состоянием электродвигателя и батарей, оборотами, температурой, уровнем заряда, переводит в режим рекуперации при торможении.

В американском патентном бюро на имя Николы Теслы зарегистрировано около 1200 изобретений, еще около 1000 оставалось у ученого «в запасе». Когда у Теслы спрашивали, где он берет свои идеи, гений отвечал в том же духе: «Из эфира». Считается, что многое он видел во сне, хотя и спал всего 4 часа в сутки. Но многие его разработки были откровенно футуристичны, а некоторые и попросту опасны. После смерти Теслы все его записи исчезли. Жаль, но… если бы Никола тогда отдал свою коробочку инженерам Pierce-Arrow, мы, возможно, не знали бы ни бензиновых, ни дизельных автомобилей и не искали альтернативных источников энергии.

Подпишитесь на «За рулем» в