ПАЗл сложился удачно

ПАЗл сложился удачно

Всякий из нас когда-нибудь да пытался сложить пазл. Обычно его начинают собирать с какого-нибудь яркого элемента или от края – выкладывают периметр, а потом заполняют середину. Похожим образом строят и машины – спортивную конструируют вокруг двигателя, а вот у автобуса, наоборот, кузов вычерчивают, еще не всегда точно зная, какими агрегатами он будет насыщен. Но каким бы красивым ни казалось обрамление такого автопазла, с плохонькой начинкой он складывается вкривь и вкось, а хворые квадратики так и норовят вывалиться из общей картины – то мотор «не везет», то коробка хрипит, то мост гудит. Периферию пазовского новичка сработали добротно, а начинку закупили у специалистов в таких играх.

ОБОЛОЧКА ПАЗЛА

ПАЗ-3204 – один из самых крупных автобусов в малом классе: при длине 7600 мм у него в стандартном исполнении 18 или 25 сидячих мест, а всего рассчитан на 52 человека. По заказу количество кресел можно изменить – в тестовой маршрутке оказалось 22 сиденья. Ширина 2410 мм близка к предельно разрешенному габариту, что позволило установить по обоим бортам парные кресла – у украинского «Богдана» (ЗР, 2007, № 8) в городской модификации и у таганрогского «Хёндай-Каунти» по правой стороне кресла одиночные. Ширина центрального прохода 540 мм – при своих 90 кг я там именно иду, а не протискиваюсь и даже могу разминуться с кем-нибудь нетолстым. Большие вклеенные стекла расчерчены тоненьким переплетом, внутри не только просторно, но и светло, а мощное внутреннее освещение делает автобус хорошо заметным в темноте.

[caption id="attachment_202557" align="aligncenter" width="150" caption="Боковые отсеки – не для багажа, в них размещены фильтры, влагоотделитель, автономный

отопитель «Вебасто», инструмент. Примечательно, что крышки на пневмоупорах.

"]

[/caption]

Как и многие одноклассники, ПАЗ-3204 имеет классическую компоновку с высоким «подиумом» впереди над силовым агрегатом. А вот повышение уровня пола в корме на два десятка сантиметров неизбежным не назовешь, хотя такая конструкция оказалась проще и технологичнее. Внутренняя высота вполне достаточна, а если вы все-таки уперлись головой в двухметровый потолок на задней площадке, не поминайте злым словом компоновщиков, а просто пройдите в центр салона. Основной же недостаток такого решения – три ступеньки общей высотой 800 мм у задней двери, так что бабушкам и дедушкам с малой тяговооруженностью лучше садиться через переднюю, где им нужно преодолеть лишь две ступени и взять высоту только 600 мм.

Кроме пары автоматических одностворчатых дверей для пассажиров, еще одна слева у водителя, хотя, возможно, на последующих модификациях ее уберут – за руль легко пробраться и изнутри. В потолке два вентиляционных люка (они же аварийные выходы), а в корме громадный, размером 1650х740 мм, проем, через который, при соответствующей планировке салона, можно загрузить что-нибудь крупногабаритное. Багажников нет, в небольших отсеках по бортам упрятаны оборудование и инструменты. Боковые стенки и потолок несущего каркасно-панельного кузова – из оцинкованного стального листа, люки алюминиевые, декоративные элементы передней и задней частей – из стеклопластика.

ВНУТРЕННИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

«Хорошего отечественного дизеля у нас нет» – эти слова приходилось слышать многократно. Впрочем, нет и многого другого, поэтому начинку для ПАЗа искали в основном по каталогам зарубежных производителей. И вот что нашли.

Четырехцилиндровый 140-сильный турбодизель «Камминс» (Cummins) объемом 3,9 л очень тяговитый – развивает крутящий момент 502 Н.м! С таким агрегатом почти десятитонный автобус проявляет резвый характер и оказывается весьма экономичным, расходуя на городском маршруте лишь 20 л топлива на 100 км. Да и периодичность обслуживания – каждые 15 тыс. км – показатель неплохой. Само собой, выполняет экологические нормы Евро II. Один лишь недостаток – высокий уровень вибраций и шумов, которые удалось загнать в более-менее приемлемые рамки подбором эластичных опор агрегата и толстенным слоем шумоизоляции на моторном отсеке. Между прочим, мотор выпущен в Китае – он существенно дешевле, чем бразильский и, тем более, английский.

Далее по списку: сцепление «Закс» (Sachs) – сухое однодисковое, коробка передач ZF – пятиступенчатая, полностью синхронизированная, испанского производства. А вот согласование работы агрегатов и приводы управления ими, похоже, наших рук дело. При троганье с места иногда возникают рывки, а поперечные ходы рычага коробки настолько неощутимы, что пару раз я пытался стартовать с третьей передачи.

Венгерские мосты «Раба» (Raba) с дисковыми тормозами подвешены на пневмоподушках, последние обеспечивают плавный ход и автоматически поддерживают уровень пола независимо от нагрузки. Причем спереди подвеска независимая на двойных поперечных рычагах, что вкупе с венгерским же рулевым механизмом «Чепель» (Chepel) делает управление точным и избавляет водителя от утомительного подруливания, свойственного балке на рессорах. Сегодня в серию идут изделия Канашского автоагрегатного завода – зависимая передняя подвеска и задний мост с редуктором «Раба», оснащенные барабанными тормозами. Колеса на 17 дюймов, вероятно, заменят 19-дюймовыми. Обязательная ABS, естественно, предусмотрена во всех случаях. Из дополнительного оборудования отмечу автономный отопитель «Вебасто-DBW 2016» (Webasto) на 16 кВт, который приходит на помощь штатной системе в морозы ниже минус 10–15°С. Зимняя эксплуатация показала, что автобус получился достаточно теплым.

КАЛЬКУЛЯЦИЯ

Павловский автобусный завод гарантирует беспроблемную эксплуатацию своего изделия в течение одного года или 70 тыс. км. Конструктивный ресурс автобуса – 700 тыс. км, долговечность кузова – 10 лет. Машина с 18 пассажирскими креслами стоит 1 млн. 200 тыс. руб., с 25 сиденьями – 1 млн. 240 тыс. руб. Это на 10–12% дороже названной пары конкурентов, ну так и достоинств у новичка немало. Похоже, ПАЗл-3204 сложился...

С. Баранов, директор компании «Автотрэвэл», Королев

Еще в начале года мы купили на пробу два ПАЗ-3204 и остались ими очень довольны. Надежные, быстрые и крепкие автобусы без поломок прошли по 40 тыс. км, после чего мы взяли еще 22 таких машины. Коэффициент выхода на линию составляет 98%, останавливаем их только для планового обслуживания, которое делаем у себя – обучили механиков и получили сертификат от Павловского завода. Новый ПАЗ самый вместительный и комфортабельный из конкурентов, а за те деньги, что мы сегодня берем с пассажира, стыдно возить его в давке и стоя.

Подпишитесь на «За рулем» в