Повелители стекол

Повелители стекол

Заменитель ручки

Самыми первыми электростеклоподъемниками были простейшие моторедукторы, связанные с валом штатного ручного стеклоподъемника. Правильней назвать их электрозаменителем ручки. С помощью набора переходных муфт, входящих в комплект, моторедуктор можно было связать с валом любого отечественного автомобиля. Предлагался внешний и встраиваемый вариант. В корпусе внешнего размещен червячный редуктор с электродвигателем, а снаружи - переключатели управления и лампа, включающаяся при открывании двери.

Приводы, спрятанные внутри двери, из-за недостатка места разбивали на два гибко соединенных узла. Моторедуктор может быть связан с муфтой, через которую проходит вал ручного стеклоподъемника, либо вал ручного стеклоподъемника связан с плоским редуктором, а последний - гибким валом с электродвигателем.

Интерес к электростеклоподъемникам постепенно падал, во многом из-за их ненадежности. При работе с тугими стеклами, когда требуется усилие 140-150 Н (норма - не более 60 Н), а тем более зимой, при примерзшем стекле, подобные конструкции ломали хрупкие детали штатного стеклоподъемника.

Самые настоящие

Но в эволюционной лестнице стеклоподъемников появляются более сложные модели. Кроме выполнения исходной своей функции они не дают стеклу опуститься под воздействием внешнего усилия. Конструктивно такие ЭСП состоят из моторедуктора и системы подъема стекла - рычажного либо тросового типа.

Направляющая тросового подъемника, по которой перемещается связанная с обоймой стекла каретка, задает ориентацию стекла, снимает нагрузки на уплотнители, чем продлевает их жизнь. Недостаток - относительно невысокий ресурс из-за растягивания и захлестывания троса на ведущем барабане (особенно в тугих дверях отечественных автомобилей), а также недостаточное расстояние между точками крепления каретки к обойме стекла, что в широкой двери приводит со временем к перекосу стекла (VAZ 2108/">ВАЗ 2108, «Ока»).

Среди рычажных наибольшее распространение получили стеклоподъемники с двумя шарнирно связанными рычагами, которые применяются на всех отечественных автомобилях. При работе шарнирный узел «А» перемещается по прямой линии, проходящей через ось вращения ведущего рычага, и жестко задает траекторию движения, выполняя функции направляющей. Это снижает нагрузки на уплотнители стекла, а длина подвижной направляющей позволяет увеличить базу для крепления к обойме стекла и исключить перекос. «Трансформируемость» механизма подъема при отсоединении стеклоподъемника от внутренней панели двери позволяет снять его без особых затруднений.

Для ряда моделей используются однорычажные и псевдооднорычажные системы подъема. Сохраняя все преимущества рычажных механизмов, такие стеклоподъемники очень просты. Но использовать их можно лишь в тех конструкциях, в которых направляющие есть по всей длине стекла (например, в передних дверях VAZ 2106/">ВАЗ 2106). Однорычажные стеклоподъемники умещаются лишь в достаточно широкую дверь. Если пространства не хватает, можно установить псевдооднорычажные.

Отдельную группу образуют стеклоподъемники с двумя кинематически связанными рычагами. Они предназначены для широких окон. Отсутствие элементов, задающих траекторию движения стекла, требует усиленных направляющих. Если обойма стекла крепится к подвижной направляющей болтами, снять заклинивший стеклоподъемник проблематично, так как механизм может перекрыть доступ к ним.

Рычажные механизмы в целом весьма долговечны (не менее 30000 циклов) и надежны даже в жестких условиях эксплуатации.

В продаже встречаются подъемники с зубчатой рейкой (по ней перемещается моторедуктор с обоймой стекла) или подъемники с направляющей и кареткой с пластмассовой цепью. Обе конструкции применимы в дверях с технологическими прорезями, позволяющими извлечь их при любом положении стекла. Это условие важно и потому, что при перемещении изгибаются провода, что рано или поздно может привести к потере контакта или короткому замыканию.

Вот и все существующие конструкции стеклоподъемников. Отличия могут быть только в фирме-производителе и качестве изготовления. Выбор, как всегда, остается за покупателем.

Подпишитесь на «За рулем» в