Папа, поедем в Неаполь!

Папа, поедем в Неаполь!

ПОДГОТОВКА

Замахнулись широко – уж если доедем до Европы, то посмотрим все! Восточная Европа, Германия, Франция и через Италию и Австрию обратно. Основная проблема заграничных поездок – это визы: не тратя деньги на турбюро, сумел решить ее самостоятельно. Нашел в интернете кемпинг под Парижем, связался с ним по электронной почте (во всех обжитых туристами местах Европы для этого достаточно английского языка), забронировал место на четыре дня, по кредитной карте произвел 30-процентную предоплату – 64 евро. В ответ по электронной же почте прислали подтверждение бронирования, которое и послужило основанием для получения виз на всю семью. Учитывая долгую дорогу на машине туда и обратно, «добро» запросили на три недели, а предупредительные французы выдали визы для многократного посещения вместо однократных – оказывается, восточноевропейские страны пропускают транзитом только владельцев шенгенских мультивиз.

В России прокатных компаний раз-два и обчелся, выбор караванов в них весьма скудный. Более-менее подходящий вариант нашелся в Питере. Четырехместный «LMC-Мюнстерленд» 1991 года выпуска имеет полную массу 1200 кг, что как раз соответствует максимально допустимой для нашего буксировщика – 1,6-литрового 100-сильного «Форда-Фокус». Стоимость аренды каравана 1150 руб. в сутки, плюс разовый сервисный сбор 5200 руб. и возвращаемый залог 30 тыс. руб. Прицеп оборудован газовыми отопителем и плитой, мойкой, холодильником 12/220 В/газ, кассетным туалетом, душем, электрическим бойлером. Для его буксировки достаточно водительской категории «В».

Подготовка машины свелась к минимуму – как рекомендует инструкция, увеличил давление в шинах в расчете на полную нагрузку, долил масло до максимума (в путешествии уровень не падал, так что литровый запас привез домой), взял герметик на случай проколов, лампочки, предохранители, небольшой набор инструмента. Фаркоп с розеткой установили еще прошлым летом, к поездке купил только выносные зеркала на кронштейнах (1700 руб.), чтобы видеть дорогу позади широкого прицепа.

Очень полезными оказались работающие от прикуривателя светильник на длинном шнуре и компактный 100-ваттный преобразователь 12/220 В, позволивший на ходу в машине заряжать аккумуляторы фотоаппарата, видеокамеры, телефонов, плееров, а на стоянке подключать электробритву. Общие карты и подробные атласы почти всех европейских стран остались от прежних командировок, но, в принципе, их можно купить на любой заправке. Кроме того, просчитал несколько вариантов маршрута, пользуясь сайтом http://www.autotransinfo.ru/Trace/Default.aspx. Поскольку машина редакционная, само собой, оформил доверенность с правом выезда за пределы РФ и путевой лист.

ПЕРВЫЙ ОПЫТ

Гигантская гора вещей и снаряжения заняла половину квартиры, но, к удивлению, ловко разместилась в многочисленных емкостях каравана – багажник машины оказался полупустым. Выехали только после обеда и к ночи успели пройти по трассе М1 500 км до белорусской границы. «Форд» держится молодцом – с пятью пассажирами, полной нагрузкой и тяжелым громоздким прицепом бодро идет с крейсерской 90 км/ч. Правда, даже небольшие подъемы или встречный ветер заставляют переходить на IV передачу. При троганье и спокойном разгоне обороты не превышают трех – трех с половиной тысяч, для динамичного ускорения с первой волной легковушек приходится крутить мотор уже до четырех-пяти тысяч, но такая необходимость возникает редко. Первая заправка показала и неплохую экономичность автопоезда – около 11 л на сотню. Забегая вперед, скажу, что средний расход за отпуск составил лишь 10,6 л/100 км; соответственно, пробег между заправками 400–450 км.

В движении очень сильно чувствуется воздушный поток от тяжелых фур. Причем, как ни странно, в гораздо большей степени от обгоняющих, чем встречных – стоит лобастому грузовику приблизиться сзади метра на три, как невидимая рука начинает тянуть караван под него, тормозя наш автопоезд и одновременно стаскивая его влево. Приходится добавлять газ и интенсивно корректировать траекторию рулем.

Ночевали на охраняемой стоянке дальнобойщиков – всего 40 руб. Насколько это удобнее и дешевле, чем искать к ночи гостиницу на пятерых! А вот и неприятный сюрприз – никакого электричества без подключения к внешней розетке на 220 В в нашем караване нет. Соответственно, нет света, без электронасосов не работают ни водяные краны, ни душ, ни слив в туалете. Пришлось доставать из багажника светильник и пятилитровые фляги с водой. Зато работающий на газе холодильник исправно выдал запотевшую банку пива...

ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА – ГРАНИЦЫ, ГРАНИЦЫ…

Утром перед въездом в Белоруссию заправились под пробку и купили необходимую в Европе грин-карту (страховку) на прицеп – 830 руб. на месяц. Страховку на машину оформил еще в Москве – 1489 руб. Границу проскочили очень быстро, без проверки документов и досмотра, не пришлось даже выходить из машины. Шестьсот километров до Бреста – отличное, хорошо обустроенное четырехполосное шоссе с двухуровневыми развязками, чистыми просторными площадками для отдыха, аварийными телефонами и без единого гаишника. На специальных пунктах четыре раза платили за проезд по 129 российских рублей. Обменники есть лишь у границы (12 рос. руб. за 1000 белорусских), однако на бензоколонках принимают и рубли, и евро, и доллары, хотя и по невыгодному курсу. Правда, есть один нюанс – операторы АЗС обязаны давать сдачу в той же валюте, в которой вы платите, но, скажем, с сотни долларов или евро ее может не быть – в заправке могут отказать, поэтому лучше иметь мелкие купюры. Бензин дорогой, 95-й стоит 2200 белорусских рублей, 92-й – 1930, дизтопливо – около полутора тысяч, газ – 820 бел. руб. за литр.

Вечером прибыли в Брест... и ужаснулись количеству машин в накопителе – говорят, стоять здесь часов восемь! При этом большинство – местные жители, промышляющие приграничным бизнесом: кто бензин в баке возит, кто мелкие партии товаров, кто битые машины на прицепах. Какие-то проходимцы за $150 пообещали провести без очереди «по дипломатическому каналу». Пошел к пограничникам выяснить ситуацию в расположенном неподалеку переходе в Домачево. В результате доброжелательные пограничники пропустили нас на территорию таможенного поста без очереди.

Работа на посту организована довольно бестолково – опытные люди сноровисто собирали какие-то подписи и печати на разные бумажки и ехали дальше, а я беспомощно тыкался в закрытые двери. В конце концов, пройдя вроде бы все инстанции, въезжаю на узенький мост, ведущий на польскую территорию – и тут выясняется, что нас еще не досмотрели поляки! Как я материл все эти границы, пятясь с норовящим сложиться караваном по мостику в ночной тьме! В общей сложности потратили здесь четыре часа – в основном на ожидание разных проверяющих.

Едва отъехав от границы, нашли довольно большую бензозаправочную станцию. Топливо здесь стоит уже почти по-европейски – 4,4 злотых за литр АИ-95, что составляет 1,14 евро. Встали рядом с ночевавшими фурами и без сил завалились спать (1178 км от Москвы).

ПОВОРАЧИВАЕМ НА ЮГ

В Польше пришлось корректировать маршрут: осознали, наконец, что замахнулись слишком широко. Решили взять сразу южнее – в Италию через Словакию и Австрию.

К югу местность стала холмистой, пошли горы – чтобы поддерживать темп, здесь приходилось крутить мотор уже тысяч до четырех, сожалея, что в нем всего сто сил. К слову, на неровной дороге скорость часто ограничивает не мощность тягача, а продольная раскачка прицепа, который сильно дергает корму машины вверх и вниз. В Кракове втиснулись на какую-то парковку, побродили по центру, осмотрели королевский замок на холме Вавель, одну из крупнейших в Европе Рыночную площадь, разбитую еще в 1257 году по велению Болеслава Стыдливого, Суконные Ряды – в одном из проходов здесь висит нож, которым отрезали уши ворам. Ужинали в кафе, ночевали за городом около АЗС (1646 км от дома).

Словацкую границу проходили в Звардоне – потратили минут двадцать. Вокруг очень красивые горы, похожие на Карпаты, ухоженные дороги, доброжелательные люди.

Словакия совсем небольшая, а мы и вовсе прихватили лишь уголок, так что проехали без заправки. Вечером поужинали в караване на окраине Братиславы и сразу за ней вышли на австрийскую границу (от дома 2037 км).

НАСТОЯЩАЯ ЕВРОПА

Еще час пути – и мы уже в Вене. Поздно вечером нашли кемпинг – офис закрыт, но ворота настежь и вся инфраструктура работает. Нам нужен был лишь душ, а живописную бесплатную стоянку мы уже присмотрели на берегу Дуная.

Весь следующий день любовались Веной: Хофбург, Бельведер и Шенбрунн, соборы Святого Стефана и Святого Михаила, катание в карете. Удивительно: в музее стоит клавесин, на котором можно поиграть – мои девчонки устроили настоящий концерт, впору было пойти со шляпой по кругу.

Вечером отправились в парк аттракционов в Пратере: катались на самом старом в мире колесе обозрения, гоняли по всяким русским и американским горкам. А когда совсем стемнело, слетали в космос – катапульта выбрасывает клетку с парой кресел метров на семьдесят в небо! В общем, оттянулись по полной, оставив в Вене все силы и около трехсот евро.

По дороге на юг, к Грацу пошли уже серьезные горы: кое-где видны заснеженные вершины, на отличном четырехполосном шоссе множество туннелей. Первый раз после Польши заправились (1,27 евро за литр 95-го) – показалось, что на австрийском топливе машина бежит лучше! Других караванов мало, в начале июля сезон путешествий только открывается. К середине дня, пройдя три с половиной сотни километров, оказались в Италии...

(Окончание – в следующем номере)

ПРАВИЛА СДАЧИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ЭКЗАМЕНОВ И ВЫДАЧИ ВОДИТЕЛЬСКИХ УДОСТОВЕРЕНИЙ (с изменениями от 08.09.2000 г., 21.11.2001 г.)

Утверждены постановлением Правительства РФ № 1396 от 15.12.1999 г.

«...Пункт 8. Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В», а разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов, при управлении им достаточно водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе «В»».

Полный текст «Правил сдачи...» можно посмотреть на официальном сайте ГАИ РФ по адресу http://www.gai.ru/articles/?art=7.

Подпишитесь на «За рулем» в