По диким степям Забайкалья

По диким степям Забайкалья

Наверное, каждый читатель хоть раз да слышал, что есть такая трасса в России – «Амур» и идет она от Читы до Хабаровска. Одна из немногих, чье строительство не прекращалось в последние годы. В программе развития дорожного хозяйства страны записано: «Федеральная автомобильная дорога «Амур» Чита–Хабаровск имеет особое социально-экономическое, стратегическое и оборонное значение». Заключается оно не только в том, что наконец-то автомобильная дорога должна связать всю страну с запада на восток; отсюда начинаются дороги, что идут в северном направлении – в Якутию, западные районы Магаданской области и на Чукотку; в южном – к Благовещенску, Забайкальску, автомобильным пунктам пропуска на границе с Китаем, а также к тихоокеанским портам. Четыре года назад автор был участником первой автомобильной экспедиции, которая на обычных городских автомобилях прошла по строящейся дороге весь маршрут. С тех пор официально открылось сквозное движение по всей трассе – правда, местами пока используется местная транспортная сеть. А что происходит на дороге сегодня, когда до торжественного открытия на всем протяжении остается чуть больше года?

ПО СТРОЙПЛОЩАДКЕ

По-прежнему начало знаменитой трассы разочаровывает, хотя от Читы на восток ведет вполне приличная асфальтовая дорога. Она то поднимается в горы, то ныряет в поросшие лесом ущелья... Красота! Так бы и летел со скоростью 100 и больше – благо гаишников в здешних местах меньше, чем медведей. Но счастье оказывается недолгим – через сотню километров асфальт сменяет грунтовка. Она тут особенная – очень твердая (в основе скальные породы) и страшно пыльная. В сухие, жаркие дни надо держаться крайне осторожно, ведь из пыльного облака может запросто вынырнуть навстречу тяжелый самосвал. Или на вашем пути окажется огромная строительная машина. Ведь на всем почти двухтысячекилометровом пути идут гигантские по масштабам строительные работы, которые не прекращаются ни днем, ни ночью – даже зимой, в лютые морозы. Дорожники пробивают трассу через горы, океан тайги, перебрасывают сотни мостов через бесчисленные реки и ручьи. Причем короткие участки отличного асфальта (даже с разметкой по всем правилам и дорожными знаками!) прерываются участками очень тяжелой грунтовки, а те упираются в строительные площадки, где работает техника и гремят взрывы. Как правило, такие площадки и приходится объезжать «с использованием местной транспортной сети» – порой по тропам, которые могут резко взлетать в гору или пересекать бурный ручей. Через какое-то время привыкаешь к этому и уже не шарахаешься от табличек типа «Осторожно, взрывные работы!» или «Внимание, работают БелАЗы!»...

Кстати, самым тяжелым участком дороги оказался не один из тех, где взрывают и копают, а 120-километровый кусок старой грунтовки от поселка Тогда до города Шимановска. Дорога так разбита, что на полноприводных автомобилях мы ползли по ней больше четырех часов...

ЯПОНСКАЯ ДОРОГА

Когда едешь по трассе от Читы до Хабаровска, невольно задаешься вопросом: а для кого затеяли эту грандиозную стройку? Ведь пока по дороге на восток движется совсем мало машин – так, незначительные перевозки грузов, местные ездят по своим делам, да еще редкие залетные путешественники вроде нас. Зато навстречу – непрерывный поток подержанных праворульных машин. Говорят, по трассе сейчас проходит до тысячи (!) автомобилей в день. Честно говоря, пугают они ужасно – периодически выходят в лоб, когда бросаются на обгон грузовиков (а видимость у водителя праворульной машины в этой ситуации очень ограничена). Ночью – еще хуже, ведь фары «японок» светят прямо в глаза водителям встречного потока.

Встречаются и автовозы, но чаще легковушки идут своим ходом, притом каждая третья тянет на жесткой сцепке еще одну. Выглядят они страшновато – сверху донизу обшиты листами картона, оклеены пленкой, обвешаны огромными брызговиками, у многих сняты бамперы... Цель понятна – на тяжелой дороге (вернее, бездорожье) постараться сохранить товарный вид: машины везут на продажу. Но что будет с подвеской городской машины (а в основном везут такие) после двух тысяч километров тяжелой трассы? Ведь на нее не рекомендуется даже выезжать, если нет в запасе двух-трех колес – резина на острых камнях летит моментально, а шиномонтажи редки...

Почему вдруг плотным потоком пошли с востока на запад «японки» – понятно: пока цены на них ниже, чем на европейские модели, а комплектации много богаче. При том, что государство недвусмысленно обещает перекрыть тут кислород, народ стремится затариться впрок. Цена перевозки по железной дороге за последние годы выросла многократно (скажем, сейчас отправить машину из Владивостока в Новосибирск стоит 44 тысячи рублей, срок доставки – от двух недель). Вот и пошли по трассе перегонщики – у них путь до Новосибирска занимает около пяти дней (гонят немилосердно!), на бензин уходит тысяч двадцать рублей. Спят, естественно, в машинах. А в объявлении наверняка будет написано «без пробега по России»...

Но трассу «Амур» строят, естественно, не для них. Просто перегонщики первыми воспользовались теми преимуществами, которые дает новая транспортная артерия. За ними потянулись другие – за последние три-четыре года вдоль трассы появились уже десятки АЗС, в том числе и современных, кафе, автомастерские, пункты шиномонтажа... Говорят, фермеры стали брать в аренду близлежащие земли, и на трассе теперь в августе можно почти везде купить местные овощи и арбузы. Когда наладится хорошая трасса, обычно начинают расти поселки, открываться кемпинги, в эти районы приходит малый и средний бизнес. И вообще, у экономистов есть такая формула: на рубль, вложенный в автомобильную дорогу, приходит примерно три рубля инвестиций. В будущем году планируется открыть дорогу на всем протяжении (пока грунтовую), а еще через два года, к 2010-му вся она будет сдана с твердым покрытием.

Но это – завтра, а пока две тысячи километров по бездорожью и разбитым грунтовкам – то еще испытание для людей и техники. Тем более что гостиниц тут пока нет. Зато такая красота вокруг – просто дух захватывает! И какие виды открываются! Когда меня уже во Владивостоке спросили, поеду ли еще по этой дороге, я категорически ответил – нет. Тяжело. Да и зачем – самолетом от Москвы до Владивостока всего восемь часов лету! Но потом подумал и решил: если еще раз позовут – обязательно поеду. Потому что проехать по России из конца в конец на автомобиле – это просто здорово!

Официально трассу «Амур» откроют лишь в 2008 году, но уже сейчас по ней проходит свыше 1000 автомобилей в сутки.

Подпишитесь на «За рулем» в