Взятие Казани

Взятие Казани
Переход с асфальта на грунт не всем давался легко: скорость и силу торможения определяли опытным путем.

Двенадцать лет назад на окраине Казани открыли кроссовую трассу – автодром «Высокая гора», отвечавший всем международным стандартам до сего дня. Что это дало? Гонщики из Казани братья Шаймиевы трижды становились чемпионами Европы, Рустем Минниханов попадал в число призеров. Айрат Шаймиев завершил спортивную карьеру, Радик переключился на ралли. А Минниханов (к слову, премьер-министр Татарстана) весь нынешний сезон посвятил стартам в чемпионате Европы по ралли-кроссу. Как и следовало ожидать, с наскока успехов не добился.

Даже внезапно открывшийся капот не помешал Минниханову выиграть свой заезд.

Европейский ралли-кросс – вершина другого уровня, не случайно пилотов, выступающих здесь, поддерживают заводы. Кроссового опыта и обладания самой современной техникой Минниханову оказалось недостаточно. Ралли-кроссовая трасса состоит из сменяющих друг друга участков асфальта и укатанного грунта, что требует совсем иных навыков езды. Выбор шин, соперники, автодромы – все в новинку. Ковать победу на «западном фронте» снова нужно было в тылу. Едва отгремел последний в истории «Высокой горы» этап чемпионата Европы по автокроссу, на трассу вышла строительная техника.

Кроссовая манера езды и контактные приемы борьбы в ралли-кроссе не годятся – Европа не похвалит.

Строили основательно, почти год, чтобы не ударить в грязь перед иностранцами. Ведь планы у казанцев наполеоновские – в этом году этап чемпионата страны, в следующем – кандидатская гонка на участие в чемпионате Европы. Если наблюдатели ФИА дадут добро, в 2009-м «Высокая гора» примет международную серию.

Татарстану повезло: не в каждой республике премьер так радеет за процветание автоспорта, как Рустем Минниханов.

И вот модифицированная трасса открылась. На четвертый этап чемпионата России по ралли-кроссу участников съехалось по сегодняшним меркам много. Почти два десятка пилотов в классе Д1А (передний привод, двигатели до 1,6 л) – из Пензы, Тольятти, Воронежа и, конечно, хозяева трассы. Десяток, необходимый для полноценного зачета, – в Д1 (полный привод, двигатели до 3,5 л).

После первых тренировок восторг гонщиков сменился недоумением. Да, великолепная трасса, лучше не бывает, но… непонятно, как ехать, как настраивать подвеску, очень нужен кольцевой опыт, а его нет! Действительно, казанцы вновь создали маленький шедевр – идеальный асфальт в поворотах и плотная, утрамбованная до твердости того же асфальта гравийная крошка на прямых участках. Изюминкой стал первый поворот – его разделили отбойником на две части. А гонку провели по европейской системе, с обязательным «джокер-лапом»: один раз в ходе заезда пилот должен пройти этот поворот по внешней, невыгодной стороне, теряя на этом пару секунд. А в какой момент – решает сам. Понятно, какой простор для тактических игр? Спортсмены действовали по ситуации – кому-то казалось удобнее уходить на «джокер» сразу со старта, другие тянули до последнего.

Все это совершенно непохоже на то, к чему привыкли наши гонщики – глинистым, ухабистым и кочковатым трассам Пензы, Воронежа и Тольятти с небрежно уложенными кусочками асфальта. Для победы на обновленной «Высокой горе» нужны «кольцевая» резина, короткоходная, низкая подвеска и опыт. Все это нашлось пока только у одного человека – конечно же, у Рустема Минниханова. Стартовал он на «Ситроене-C4», опробованном в чемпионате Европы, и уже в квалификационных гонках доказал, что шансов у соперников просто нет. Ничего не поделаешь, остальным придется учиться заново и менять амплуа вслед за трассой. Европа ведь и правда через два года приедет к нам – экзаменовать.

Подпишитесь на «За рулем» в