Локомотив набирает ход

Локомотив набирает ход

Каждому школьнику известно: экономику США после кризиса 30-х годов прошлого века, а также Германии и Японии – после войны буквально вытащила автомобильная промышленность. Ведь традиционно считается, что одно рабочее место на сборочном заводе создает до 10 мест в смежных производствах.

Рост экономических показателей уже обеспечивает не только АВТОВАЗ...

Но каждому школьнику известно и то, что Россия всегда шла своим путем. Традиционно «вечным движителем» российской экономики были сырьевые отрасли. Растут мировые цены на нефть и газ – у нас экономический подъем; если вниз пойдут – тоже не страшно, ведь есть еще запасы угля, никеля и прочих полезных ископаемых... Но нельзя же вечно рассчитывать только на добычу сырья, тем более что оно достается все дороже.

...но в первую очередь предприятия, где собирают бюджетные иномарки (сборка «КИА-Спектра» на «Иж-Авто»).

Так вот, постепенно ситуация в стране стала меняться. Нефтегазовый сектор, который в прошлые годы демонстрировал стабильный рост, нынче похвастать такими успехами уже не может. А вот в обрабатывающих отраслях промышленности, наоборот, оживление! Хотя дают себя знать старые проблемы: техническая отсталость предприятий, изношенность основных фондов и т.д.

Хотя в стране по-прежнему работают сотни авторынков («Автогарант» в Подмосковье)...

По подсчетам экспертов, машиностроение стало третьей (после ТЭКа и черной металлургии) отраслью по вкладу в экономику. Пока – третьей... Но по оптимистическим прогнозам, через 5–10 лет машиностроение может стать ведущей отраслью. Акции машиностроительных предприятий неожиданно оказались наиболее устойчивыми к финансовым катаклизмам, им даже удается расти, когда другие катятся вниз. Только за три летних месяца цена акций «Северсталь-Авто» выросла на 27,4%, КамАЗа – на 34,6%, АВТОВАЗа – на 40,3%!

...но один за другим открываются дилерские центры – не хуже, чем в Европе (новый салон «Лексус» в Краснодаре).

Первые пять позиций в списке крупнейших машиностроительных компаний страны занимают производители автомобилей. Причин тому множество, но немалую роль сыграла государственная политика, призванная стимулировать развитие сборочных производств, в первую очередь иностранных, на территории России. Тут-то они и развернулись...

[caption id="attachment_" align="aligncenter" width="150" caption=""] [/caption]ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Вообще автомобилестроение – «лицо» сегодняшнего российского машиностроения. Именно автозаводы задают тон в динамике роста. Даже в самые тяжелые времена, когда промышленные гиганты других отраслей «лежали на боку», автомобильные продолжали работать в две-три смены. Ведь потихоньку, понемногу, но доходы значительной части населения страны росли, увеличивался и спрос на автомобили (сыграл роль и огромный отложенный спрос, накопленный еще с советских времен!). Все это привело к взрывному (на десятки процентов ежегодно) увеличению продаж новых автомобилей в России. Только за 2006 год их было продано 1,8 млн. – на 23,6% больше, чем годом раньше (а если считать в деньгах – то на 45%).

Понятно, что только отечественные производители с таким бумом не справились бы (а кто им и позволил!). Ведь некоторые из них и до того работали на пределе возможностей. В минувшем году впервые было продано больше иномарок (в этом немалый вклад новых сборочных предприятий), чем «чисто» российских «лад» и «волг».

Первыми начали строить свои заводы в России компании «Форд» и «Рено», но когда в апреле 2005 года вышло постановление правительства РФ о промышленной сборке автомобилей, этот процесс принял массовый характер. Уже действующие заводы ежегодно увеличивают объемы выпуска (есть спрос!), а новые, начиная с конца 2007 года, будут вводиться в строй чуть не ежеквартально. По оценкам экспертов рынка, нынешняя тенденция — постепенное сокращение доли, а затем и абсолютного числа автомобилей «традиционных» марок – будет только усиливаться. Это видно и по рейтингу. АВТОВАЗ, хотя устойчиво занимает 1-е место в списке крупнейших машиностроительных компаний, продемонстрировал за 2006 год рост «всего» в 15% (а рынок вырос на 24%!). Другие традиционные российские компании развиваются куда динамичнее: «Группа ГАЗ» показала прирост 25,6%, КамАЗ – 41,5%, «Северсталь-Авто» – 26,1%.

ЗР регулярно информирует, как эти автопроизводители развивают и реструктурируют производство, приобретают лицензии на выпуск новых моделей, новые технологии и т.д. Словом, у них неплохие перспективы; положение АВТОВАЗа куда более сложное. Менеджмент автогиганта до сих пор не сформулировал внятную стратегию развития. Сама компания, теряя рынок, балансирует между спадом и краткими периодами подъема, причем последние становятся все короче. По сравнению с прошлым рейтингом удалось добиться определенного позитива: в 2006 году обороты выросли на 15% (годом ранее — всего на 5%), но, похоже, это достигнуто лишь за счет повышения розничных цен. Ныне этот лимит практически исчерпан.

Быстрее всего растут и двигаются вверх по ступеням рейтинга новые российские автопроизводители. По темпам развития равных им найдется немного. Пять лет работает в Ленинградской области завод «Форд» – и вот уже компания на пятом месте среди всех российских машиностроителей по объемам реализации продукции; при этом прирост за 2006 год составил 90,2%! Если удастся сохранить такую динамику (а для этого есть все основания), то уже года через два «Форд» обгонит АВТОВАЗ по оборотам.

У «Автофрамоса», российского филиала компании «Рено», темпы еще выше: 104,5% за год. Но быстрее всех развивался калининградский «Автотор»: рост – 266,5% за год!

Хватает работы и российским поставщикам комплектующих. К примеру, на 133-м месте среди 400 крупнейших в стране – группа «Амтел-Фредештайн» (производство шин), а на 336-м – «АВТОВАЗагрегат» (комплектующие). Правда, серьезному увеличению закупок у национальных компаний мешают проблемы с качеством их продукции. Поэтому новые сборочные проекты требуют создания с нуля современных производств автокомпонентов. Собственно, этот процесс уже пошел.

ПРОДАВЦЫ

Речь пойдет о совсем новых людях – ведь каких-то пятнадцать лет назад такой профессии, как автодилер, не существовало. Ныне их сети покрыли практически всю территорию России. Дилер не просто продавец дефицитного товара, его задачи куда шире – доставить продукт до места, подготовить к продаже, предложить клиенту лучший вариант оформления покупки, потом – грамотно обслужить, отремонтировать, помочь продать и т.д.

Например, в Тюмени сейчас работают 18 дилеров российских и иностранных марок. Вообще, по разным оценкам, в этой сфере трудятся по стране не менее 300–400 тыс. человек, причем в крупных компаниях налажена современная система подготовки и переподготовки кадров. Cреди крупнейших розничных сетей России автомобильные – на ведущих местах. Так, группа компаний «Рольф» с оборотом 74,2 млрд. руб. в 2006 году стала пятой среди всех компаний розничной торговли (впереди только «Эльдорадо», «Евросеть», «Перекресток» и «Метро»). Очень быстро развиваются многие конкуренты – «Мэйджор», «Автомир», «Атлант-М», «Бизнес-Кар»… По данным «Форбса», показывают серьезный рост доходов и такие дилерские центры, как «ГЕМА», «Нью-Йорк Моторс Москва», «Инком-Авто», «Дженсер», «Арманд»... Появились в рейтинге и региональные фирмы: петербургская транспортно-экспедиторская компания «Евросиб» и казанский «Транстехсервис».

К сожалению, многие компании до сих пор не разглашают свои финансовые показатели, поэтому остались пока «неохваченными». А ведь автомобильный бизнес не ограничивается производственными предприятиями и дилерскими центрами, это еще и огромное количество средних и малых предприятий (АЗС, мастерские, автомойки, магазины запчастей, шиномонтажные конторы и т.д.). И уже ясно: сколько бы ни говорили, что у России «свой путь», автомобиль должен стать одним из тех локомотивов, что вытащит российскую экономику на мировой уровень.

Подпишитесь на «За рулем» в