Оттенки серого

Оттенки серого

БЛЕСК И НИЩЕТА

Обилием дилерских центров нынче никого не удивишь. Каждый месяц только в столице их открывают минимум три. Обычным делом стало построить автосалон ценой 20 млн. долларов. «Мэйджор», например, недавно отгрохал «дилерскую деревню» на 12 гектарах – кто больше? Дилеры борются с очередями на обслуживание и с конкурентами, состязаются в культуре обслуживания клиентов и еженедельно придумывают акции со скидками размером в цену «Жигулей».

Однако при масштабном развитии белого автобизнеса и в крупных городах, и тем более в регионах продолжают работать серые дилеры и отлично себя чувствуют. Как им удается конкурировать?

Если в скором времени в России откроются официальные салоны «Акура», то сказать спасибо придется серым дилерам. Премиум-«дочка» «Хонды» медленно, но верно осваивает российский рынок.

БЫСТРО, ДЕШЕВО, КРАСИВО

Неофициальные продавцы иномарок особых проблем с клиентурой никогда не испытывали. У них свои покупатели, которых можно разделить на несколько категорий. Первые не хотят ждать по нескольку месяцев и готовы переплачивать – за дефицит. Народ интересуют новинки сезона – «Ниссан-Кашкай» (до 14 месяцев ожидания у официального продавца), «Хонда-Сивик» (до 20 месяцев), «Мазда СХ-7» (8 месяцев). Дальше идут покупатели, желающие сэкономить на престижных марках, которые у серых продавцов дешевле, потому что везут из Америки. Таковы новый БМВ-X5, «мерседесы» семейств GL и ML, «Порше-Кайенна», «Субару-Трибека» и «Ауди-R8». Третья группа отоваривается у серых продавцов тем, что в Россию официально не поставляется. Например, практически весь модельный ряд «Акуры» (дочерняя компания «Хонды», до $80 000), новые «Форд-Мустанг» (от $54 000) и F-150 ($85 000), «Лексус-GX470» ($90 000), «Ниссан-Армада» ($80 000). Напрасно удивляетесь – эксклюзив!

Другое дело, что требования к эксплуатации авто в России и в Америке, мягко говоря, разнятся. Если стоимость адаптации модели для российского рынка слишком высока, то модель и не предлагают для официальных продаж.

Серые дилеры расторопнее официалов. Взять, к примеру, «Инфинити». Вседорожник QX-56 стал колесить по нашим дорогам еще два года назад, хотя его официальный старт назначили только на конец ноября этого года.

ЗАОКЕАНСКОЕ ЧУДО

Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация – американские машины дешевле для ввоза, чем европейские, даже с учетом доставки. Откуда экономия? Во-первых, в США налоги на автомобили ниже, соответственно ниже и цены. Во-вторых, машины покупают у лизинговых компаний и растаможивают на физических лиц – граждан России – здесь тоже выигрывается немалая сумма. В-третьих, снижению цен на авто способствует разница в курсе доллара и евро к рублю.

«Форд F-150» официально в России никогда не продавался и пока продажи его не планируются. Но на российских дорогах уже довольно много пикапов-«призраков».

Разница в цене на новые иномарки премиум-класса у белых и серых достигает 20%. Скажем, серый БМВ-X5 дешевле белого на 10–12 тыс. долларов. Однако если модель в дефиците, то серая цена оказывается на 5–7 тыс. долл. выше. Американская комплектация зачастую беднее европейской или официальной российской, однако покупателей это не останавливает. Не смущает их и отсутствие гарантии. Впрочем, любой белый салон охотно примет на ремонт и ТО автомобили своего бренда: это же за деньги.

Редкие серые дилеры имеют свои салоны и станции ТО. Самый большой и известный в Москве салон «Автоконцепт» скорее исключение, чем правило.

БЕЛЫЕ НА СЕРЫХ

Скажем сразу: никаких экономических да и юридических форм борьбы с серыми дилерами не существует. Представительства автоконцернов вроде бы запрещают использовать атрибутику бренда всем, кроме официальных дилеров, но сами же признают, что трехлучевую звезду вполне можно заменить словами «Мерседес-Бенц». И взятки к серому гладки. До сих пор в России не было прецедента, когда представительство выиграло суд или хотя бы подало иск на серого продавца. Штраф, который присудят последнему после года тяжбы, вряд ли превысит 30–50 тыс. рублей. Для торговца машинами – не деньги.

В результате практически все представительства знают тех, кто «в серую» торгует их товаром, но наотрез отказываются упоминать их названия и говорить о количестве реализуемых неофициалами машин. Хотя, по оценкам специалистов, серые занимают 20% рынка, но показатель этот все время снижается.

Существование таких дилеров, однако, выгодно и самим автопроизводителям. Продающиеся неофициально машины поддерживают интерес к марке, повышая таким образом общий уровень реализации. Возможно, воодушевившись примером «Инфинити», вскоре на российский рынок серым путем придет та же «Акура».

КТО НЕ СПРЯТАЛСЯ

Серые дилеры особо не прячутся, благо создать сайт и выставить там все что имеешь – не проблема. Вполне, скажем, информативен портал самого известного из серых – московского «Автоконцепта», который располагает и просторным салоном, и комплексом СТО. В прайс-листе питерской компании Gregory Cars, считающейся крупнейшим серым поставщиком в России, числятся: «Акура», «Бентли», «Бьюик», «Бугатти», «Лотос», «Лянча», «Ровер», «Смарт», «Кадиллак», TVR, продают даже такие раритеты, как «Клене», «Морган», «Висманн» и «Циммер». Более того, на сайте компании сказано, что могут доставить самую редкостную диковину. Хотите «Порше-Каррера GT3 RS»? Пожалуйста.

СЛАБОЕ ЗВЕНО

Самый простой способ выяснить, в каком салоне вы находитесь, – спросить у его менеджера. Но тот может и не сознаться. Поэтому еще лучше заранее осведомиться на сайте представительства. Все официальные салоны, включая региональные, обычно перечислены там с адресами, телефонами и схемами проезда. Кроме того, к официальным дилерам производитель предъявляет ряд довольно жестких требований, включая концепцию трех «С» – салон (шоу-рум), СТО и склад запчастей. Если чего-то из этого списка не хватает, значит, это неофициальный дилер.

Главная проблема серого дилерства – отсутствие гарантийного обслуживания. Не столько того, которое обещают при продаже, а настоящего, обеспеченного заводом-изготовителем. Сэкономив при покупке, владельцы новеньких авто могут потерять на обслуживании машин за свой счет, даже когда серые салоны дают гарантию (правда, называется она коммерческой и в полтора раза дороже задекларированных «белых» цен) даже на больший срок. Умалчивают серые еще об одном аспекте. Пока автомобиль находится в зоне досягаемости продавца, проблем с обслуживанием, может, и не возникнет, но владелец авто столкнется с ними, когда отправится в другой регион. У серых салонов нет развитой сети дилерских точек, как у официальных. Кроме того, покупателям серых машин не приходится рассчитывать на устранение неполадок в случае отзыва автомобилей заводом-изготовителем.

Серые дилеры – это не только российская практика. Есть они почти во всех странах мира и активизируются в периоды, когда у белых отсутствуют модели, популярные на рынке, когда возрастает дефицит самых раскрученных марок или на рынок выводится ранее неизвестный бренд. И хотя покупать у серых во многом рискованно, все же приятно быть первым или единственным и неповторимым.

Обычно на вопрос об официальном дилерстве менеджеры серых салонов уклончиво отвечают: «Мы просто продаем автомобили».

Подпишитесь на «За рулем» в