Закройщик машин

Закройщик машин

Просто ЗиМ

Автомобиль ЗиМ ГАЗ-12, с 6-цилиндровым двигателем, разгонявшим его до 120 км/ч, выпускался с 1950 по 1957 годы и занимал промежуточное положение между правительственным автомобилем марки ЗиС-110 и более демократичной «Победой». В декабре 1951 года главный конструктор и разработчик ЗиМа А.А. Липгард получил Государственную премию. К слову, в те времена «Победа» стоила 16 тысяч рублей, а ЗиМ - 40 тысяч. Приобрести его могли позволить себе только высшие военные и государственные чины, выдающиеся деятели науки и культуры. Несколько машин этой марки выпустили с кузовом «кабриолет». ЗиМы красили в черный, бордовый и серый цвета. Какое-то время ими пополняли парк такси. Для «Скорой помощи» разработали модель ГАЗ-12Б, оснащенную выдвижными носилками и стеклянными перегородками.

Анатолий Трухачев купил ЗИМ ГАЗ-12 в 1965 году у летчика-испытателя Бориса Шарликова. Жена Анатолия страдала ревматизмом, болели ноги, нужен был просторный автотранспорт. Выручил ЗиМ - 6-местный автомобиль длиной 5,53 м, шириной 1,9 м, высотой 1,66 м.

Лекала для машины

Анатолий реставрирует раритеты в основном в одиночку - сыновьям неинтересно поднимать из пепла старинные авто. Мастер уже 30 лет занимается ремонтом машин, все детали восстанавливает строго по каталогу - одному из тех, которыми в свое время снабжались государственные мастерские.

Долгое время Трухачев работал на авиационном заводе механиком и слесарем в 12-м шаблонном цехе, делал ТУ-144, ИЛы. Поэтому, когда он начал заниматься ремонтом машин, для него не составляло труда заменить любую вышедшую из строя часть. Например, крыло: сделал выкройку, состыковал заклепками - и получилось как новое. Единственное отличие - более высокая прочность: толщина металла 1,5-2 мм вместо 1,2 мм. Анатолий говорит: «Хочу, чтобы машина долго ездила, даю 50 лет гарантии».

Восстанавливая металлический корпус машины, он применяет традиционную для самолетостроения технологию - использует заклепки, которые прибавляют прочности. Анатолий пользуется заклепками как портной наметкой, потом поверхность детали заглаживается и она обретает безупречную форму.

Конечно, это только на словах все просто. На самом деле реставрация автомобиля - ювелирная работа, которая требует большого терпения и трудолюбия. Все детали строго подгоняются, шлифуются. Современные автомобили уже давно так не делают. Как говорит Анатолий, никто из молодых кузовщиков не берется за восстановление раритета.

Сложнее всего было реставрировать крылья ЗиМа - они имеют сложную форму. Потрудиться пришлось и над салоном. Долго искал материал для обивки диванов. Нужно было драповое сукно, из которого шили парадные генеральские шинели. Панель управления тоже далась непросто. Выполнил ее из металла, но никак не мог найти художника, который подобрал бы нужный колор - под дерево. Наконец-то в 2001 году нашел молодую художницу, которая заставила салон пахнуть деревом. Фары хромировались на авиационном заводе. Трухачев пытался добыть запчасти на заводе-производителе, но безуспешно - там ничего не осталось.

Поток

Три года ушло на реставрацию этой машины. Автомеханик не хочет продавать ее, пока не отреставрирует остальные две. Теперь ему уже легче будет приняться за следующий ЗиМ. Никто не верит, что ржавый корпус может превратиться в такого же красавца. Анатолий говорит, что самое главное, чтобы осевая часть автомобиля была на месте, а все остальное - дело наживное. Внутренности можно поставить любые, хоть от Mercedes, а в салоне установить компьютер и современную акустическую систему.

Подпишитесь на «За рулем» в